Главная · Болезни уха · Роль гормонов в регуляции обмена веществ и функций. Роль гормонов в обмене веществ: провокаторы процессов

Роль гормонов в регуляции обмена веществ и функций. Роль гормонов в обмене веществ: провокаторы процессов

Особенности гормонов заключаются в том, что человек нуждается в небольшом количестве каждого вещества, но при этом все они имеют огромную значимость для организма.

Основные функции гормонов: регулирование обменных процессов, клеточного роста, развития органов. Вырабатываются при помощи эндокринной системы, в структуру которой входит:

  • гипофиз;
  • гипоталамус;
  • щитовидная и поджелудочная железы;
  • надпочечники.

В случае сбоев в гормональной системе, человек начинает страдать от проявлений различных заболеваний.

Общие характеристики

Сколько видов гормонов вырабатывает организм человека? Медики насчитывают около 100 разновидностей основных гормонов и более десятка гормонов-активаторов. После выработки они выводятся в кровяное русло и направляются в сторону необходимого органа или ткани, где воздействуют на каждую клетку. Белковые компоненты способны функционировать на поверхности клеточных мембран, а жировые - проникают внутрь и воздействуют на органеллы.

По своим химическим свойствам делятся на несколько веществ:

  • белки;
  • производные аминокислот;
  • пептиды;
  • жиры;
  • стероиды.

В своей совокупности они способствуют физическому, умственному и половому созреванию человека. А также благодаря этим веществам организм легко приспосабливается к изменчивому внешнему миру и поддерживает постоянство своей внутренней среды. Каждый гормон имеет свою химическую структуру и физические свойства.

Все вырабатывающиеся организмом гормоны можно разделить на 5 групп:

  • ростовые и регуляторные (гипофиз);
  • половые (яичники и яички):
  • стрессовые (мозговая часть надпочечников);
  • кортикостероиды (корковая часть надпочечников);
  • обменные (поджелудочная и щитовидная железы).

Гормоны-активаторы не входят ни в одну из вышеперечисленных групп. Они не имеют прямого влияния на человеческий организм. Такие вещества стимулируют процессы синтеза основных гормонов. Синтезируются при помощи гипоталамуса и передних долей .

Ростовые и регуляторные

Концентрация половых гормонов в женском организме не является постоянной. Резкие скачки происходят под влиянием фаз менструального цикла. Самые большие изменения в гормональном фоне происходят в период беременности.

Стрессовые

Такие гормоны вырабатываются в организме при помощи надпочечников. Они оказывают влияние на обменные процессы и адаптацию человека к смене условий окружающей среды. Благодаря им мы можем бороться со стрессами и принимать важные решения в экстремальных условиях.

Дофамин

Или, другими словами, «гормон радости». Именно он помогает человеку испытывать чувство удовольствия и эйфории. Процесс выработки активизируется в конкретных ситуациях: когда человеку нравится определенный вид деятельности. При этом мозг пытается запомнить эти ощущения и заставляет человека возвращаться к нему снова и снова. Количество гормона может повышаться в стрессовых ситуациях, и даже при шоковом состоянии (в том числе и болевом).

Симптомы недостатка:

  • отсутствие эмоций;
  • безразличие ко всему происходящему;
  • быстрая утомляемость;
  • сильное желание плакать.

Симптомы переизбытка:

  • учащенное дыхание и сердцебиение;
  • большой прилив энергии;
  • повышенная активность.

Понижение приводит к депрессии, что, в свою очередь, может вызывать ожирение, хроническую усталость и прочие недуги.

Адреналин

Это гормон стресса. Он помогает «собраться с духом» в стрессовой ситуации. Он способен притуплять боль при травмах, блокировать страх и повышать выносливость.

В процессе того, как адреналин выбрасывается в кровь, происходит учащение сердцебиения, артериального давления, дыхания, что помогает насыщать мышцы кислородом и использовать их в полной мощи. А также это вещество увеличивает период бодрствования и ускоряет реакцию. Сколько длится действие адреналина? Ученые подсчитали, что около 5 минут.

Гормональный сбой может привести к психическим расстройствам, гипертонии, истощению, заболеваниям почек.

Кортизол

Это вещество регулирует углеводный обмен. Его максимальное количество вырабатывается в утренние часы. Минимальное количество припадает на вечернее время.

А также выброс кортизола в кровь происходит и в стрессовых ситуациях. Он помогает организму человека мобилизоваться путем уменьшения всасываемости кальция и изменения метаболизма, тем самым делая глюкозу более доступной. При нехватке в крови человек начинает ощущать раздражительность, его мучают головные боли и головокружение, пропадает аппетит, нарушается работа ЖКТ.

Избыток гормона вызывает:

  • ожирение;
  • бессонницу;
  • снижение защитных сил иммунитета;
  • снижение уровня тестостерона в организме.

Все это может стать причиной появления многих заболеваний: сахарного диабета, остеопороза и сердечно-сосудистых заболеваний.

Кортикостероиды

Поддерживают минеральный баланс в организме. Гормоны этой группы вырабатываются в коре надпочечников. Их функциональность не ограничивается одним лишь конкретным органом или тканью.

Они регулируют все обменные процессы организма, поддерживают постоянный минеральный состав крови, способствуют выведению излишков веществ. Их применяют и в медицинских целях:

  • для лечения вирусного гепатита;
  • профилактики артрита;
  • лечения артроза;
  • профилактики бронхиальной астмы.

Обменные

В эту группу входят разные виды гормонов, но все они объединены общей функцией - регулирование обменных процессов организма. Они синтезируются при помощи поджелудочной, щитовидной, паращитовидной желез, - регулирует процесс мочеиспускания.

Баланс гормонов в организме человека - гарантия его полноценного развития.

Эти вещества очень важны в детском и подростковом возрасте, так как дают толчок росту и формированию организма. Гормональные нарушения в детском организме очень сложно компенсировать и они могут привести к необратимым последствиям. Состояние гормонов в организме влияет на состояние всех органов.

Пристального внимания заслуживают гормоны щитовидной железы.

При их дефиците затормаживается физическое и умственное развитие. Кроме того, тиреоидные гормоны тесно взаимодействуют с другими гормонами. Ярким примером этого процесса является связь с соматотропином, который отвечает за рост организма. Этот гормон в организме подростка незаменим.

Симптомы нарушений щитовидной железы:

  • проблемы с массой тела - избыточный или чрезмерный вес;
  • замедление роста;
  • плаксивость и раздражительность;
  • опухшая шея и увеличенные глазные яблоки;
  • бледность кожи;
  • повышенная утомляемость;
  • пониженная умственная активность.

При появлении этих признаков следует сдать анализы на гормоны щитовидной железы. В случае отсутствия вторичных половых признаков у подростка в возрасте 12-14 лет, необходимо проверить . А также в детском возрасте можно сдать анализ сахара крови и диагностировать наличие сахарного диабета.

Работа 145.

1. У кого из трех субъектов на рисунке гипофиз выделял нормальное количество гормонов, у кого - избыточное, а у кого недостаточное?

Субъект А - недостаточное

Субъект Б - нормальное

Субъект В - избыточное

2. В каком возрасте могли возникнуть нарушения у заболевших людей?

3. Повторите по учебнику строение клетки. На какие органоиды влияет гормон роста гипофиза? Выберите правильный ответ из предложенных, поставив в квадратике знак "+".

+ Рибосомы
Митохондрии

Работа 146. На рисунке слева показана щитовидная железа, справа в овале - ее микростроение.

Ответьте на вопросы.

1. Где накапливаются гормоны щитовидной железы и куда они поступают?

Гормоны щитовидной железы сразу поступают в кровь.

2. Известно, что эти гормоны усиливают процессы окисления. Влияют ли они рибосомы и митохондрии?

Да, эти гормоны стимулируют работу рибосом и митохондрий.

Работа 147. Заполните пропуски.

При повышенном выделении гормонов щитовидной железы энергетический обмен увеличивается , вследствие этого температура тела увеличивается , сердечная деятельность учащается , раздражительность увеличивается , масса тела снижается .

При недостаточном выделении гормонов щитовидной железы сердце работает медленно , ноги короткие , температура тела низкая , основной обмен уменьшается .

Работа 148. Ответьте на вопросы.

1. Какие железы внутренней секреции задерживают преждевременное половое созревание?

Эпифиз, гипофиз, щитовидная железа.

2. Какие железы стимулируют развитие половых желез?

Надпочечники, гипофиз, щитовидная железа.

3. Какие железы влияют на появление вторичных половых признаков?

Половые железы, гипофиз.

4. Какая железа непосредственно связана с мозгом?

Работа 149.

1. Как происходит поддержание количества глюкозы в крови? Заполните таблтцу.

2. Инсулин стимулирует образование гликогена, адреналин - его распад и появление глюкозы, необходимое для энерготрат. Почему инсулин олжен выделяться в организме в течение всей жизни?

Потому что организм постоянно нуждается в энергии, которую высвобождает инсулин.

3. Окисление происходит в митохондриях клеток. Может ли глюкоза проникнуть в клетки без инсулина?

4. Окисление других веществ, например жира, белка, может происходить, но приводит к нарушению обмена, в частности нервных клеток? Почему?

Для нервных клеток глюкоза является единственным источником энергии.

5. Найдите на рисунке к заданию 143 надпочечники. Эти железы внутренней секреции выделяют много гормонов, но мы остановимся только на двух из них: адреналине и норадреналине. Эти гормоны выделяются при повышенной физической, эмоциональной или другой психической нагрузке, когда требуется мобилизация физических и психических сил. Ответьте на вопросы.

В корковом или мозговом слое надпочечников происходит выделение этих гормонов?

Как адреналин и норадреналин воздействуют на

сердце

сердцебиение учащается

артериальное давление крови

на превращение гликогена пеени в глюкозу

увеличивается распад гликогена

Почему длительное выделение этих гормонов при эмоциональном напряжении влияет на состояние организма?

Потому что длительное влияние этих гормонов (учащение сердвцебиения, повышение артериального давления) оказывается вредное воздейтсвие на организм.

Как избавиться от избытка таких гормонов, как адренали и норадреналин, и снизить эмоциональное напряжение?

Физической работой. Когда мышцы напрягаются, концентрация адреналина и норадреналина в них снижается.

Рост и развитие организма обеспечивают работа ряда желез внутренней секреции.

Поджелудочная железа

Еще одна важная железа, о которой необходимо поговорить, – это поджелудочная железа. Поджелудочная железа обладает смешанной секрецией: часть ее клеток выделяет ряд пищеварительных ферментов через протоки в двенадцатиперстную кишку. Это внешняя секреция. А скопления других клеток, называемые островками Лангерганса, выделяют гормон инсулин и глюкагон непосредственно в кровь. Это внутренняя секреция.

Непрерывное снабжение крови инсулином необходимо для того, чтоб глюкоза – основной источник энергии – могла свободно переходить из плазмы крови в ткани, а ее избыток – откладываться в печени в виде полимера гликогена (запасного питательного вещества).

При нехватке инсулина развивается сахарный диабет – болезнь, при которой глюкоза не проникает в ткани, а ее уровень в плазме крови сильно возрастает, что влечет за собой выведение глюкозы из организма почками. Но если в крови наблюдается избыток глюкозы, то ее катастрофически не хватает для питания мозга, ведь глюкоза практически единственное его «горючее». Если больному диабетом не вводить инсулин извне, то лишение мозга глюкозы приводит к потере сознания, судорогам и даже к смерти.

Второй гормон поджелудочной железы – глюкагон – необходим для образования глюкозы из гликогена при его нехватке в плазме крови. Таким образом, инсулин и глюкагон, оказывая противоположное действие на обмен углеводов, обеспечивает точное регулирование потребления организмом глюкозы.

Список литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8 М.:Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

МОУ « ЛИЦЕЙ № 47» Г САРАТОВ.

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ ФЕДОРОВА Л. Н.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ.

ТЕМА: РОЛЬ ГОРМОНОВ В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ, РОСТЕ И РАЗВИТИИ

ЦЕЛИ:

ОБУЧАЮЩИЕ: - показать роль гормонов в обменных организма человека;

Познакомить учащихся с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения;

РАЗВИВАЮЩИЕ: - способствовать развитию представлений о важности гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека;

Способствовать развитию умений ставить перед собой цели и добиваться их решения;

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: - способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью.

Оборудование : мультимедийная презентация, таблицы: «Железы внутренней секреции», «Головой мозг в продольном разрезе с изображением подбугорья, гипофиза», «Щитовидная железа». Надпочечники

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

1 Организационный момент

2Актулизация опорных знаний:

Напомните тему прошлого урока? - Железы внутренней, внешней и смешанной секреции

Что из себя представляет эндокринный аппарат? (Совокупность желез внешней, внутренней и смешанной секреции)

В чем особенности желез внешней секреции? Приведите пример таких желез (Выделяют ферменты в полости тела или на поверхность кожи - слюнные, потовые, молочные,слезные)

В чем особенности желез смешанной секреции?

(выделяют ферменты и гормоны ) Назовите их.

(Поджелудочная и половые )

В чем особенности желез внутренней секреции? Перечислите их и показать на таблице?

(Выделяют гормоны в кровь и лимфу) гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники

Что такое гормоны? (Биологически активное вещество, способное действовать в небольших количествах, быстро разрушается,

поэтому поступает постоянно)

А какое действие оказывают гормоны на организм?

(Влияют на рост волос, тканей, сердечный ритм, сужение кровеносных сосудов, участвуют в обменных процессах )

2. Изучение нового материала

Ребята!

А от чего зависит ваш рост и развитие? Как вы считаете? (от гормонов )

Какую тему урока мы будем изучать, кто мне подскажет? (Роль гормонов в обменных процессах, росте и развитии)

Что мы должны узнать на нашем уроке?

(Узнать, какие железы выделяют гормоны и какое действие оказывают на организм? )

Дополнительно узнаем о нарушениях гуморальной регуляции и болезнях.

Включаю мультимедийную презентацию с темой урока.

Учащиеся сидят по группам 6 человек за столом - 4 стола.

Раздаю на стол карточки с заданиями, и на столе лежат муляжи желез.

Работа в группах.

Отчет групп.

За проделанную работу выставляем оценки. В конце урока старший в группе выставляет оценки за проделанную работу.

Во время изучения желез, учащиеся заполняют таблицу:

Роль гормонов в обмене веществ

На карточке задание:

1Опишите данную железу по плану:

Расположение в организме,

Строение, значение.

1Гипофиз – самая главная железа, так как выделяет гормоны, которые регулируют работу всех других желез. Например, гормон полового созревания отвечает за выработку половыми железами мужских и женских гормонов. Гормон, управляющий работой щитовидной железы, при его недостаточном выделении может вызвать умственное отставание в развитии человека - кретинизм. Еще она выделяет гормон роста, который регулирует рост человека. Болезнь При недостатке этого гормона развивается болезнь карликовость, а при избытке – гигантизм.

Показ слайда.

2. Группа рассказывает и показывает, где расположена щитовидная железа .

Щитовидная железа также вырабатывает несколько гормонов.

Интересен гормон тироксин, который помогает превращению пищи в энергию,

Следит за использованием этой энергии, за мышечной деятельностью, ростом, температурой тела. При избытке этого гормона у человека

Появляется Базедова болезнь или зоб (худощавость, выпуклость глаз, выделение железы на шее…)

Показ слайда

3 Группа рассказывает и показывает о роли в организме надпочечников .

Среди гормонов, выделяемых надпочечниками адреналин и норадреналин Он увеличивает

силу и частоту сердечных сокращений, вызывает сужение небольших кровеносных сосудов, восстанавливает работу утомленных мышц, снижает двигательную активность пищеварительного тракта,влияет на углеродный обмен, расширяет зрачки. Вот почему мы не устаем, не замечаем течение времени и не испытываем голод, если заняты интересным делом..Этот гормон еще называют гормоном стресса, так он вырабатывается при боли, гневе, страхе.

Показ слайда

4. Группа исследует и рассказывает о значении поджелудочной железы .

Поджелудочная железа выделяет гормон инсулин, который переводит глюкозу в крахмал, откладывающийся в печени. То есть он снижает уровень сахара в крови. При не достаточной выработке этого гормона развивается заболевание сахарный диабет.

Показ слайда

Итак, мы с вами исследовали 4 вида желез внутренней секреции.

Я хочу вам рассказать еще о половых железах .

В мужском как ив женском организме выделяются и мужские, и женские половые гормоны, но в разных количествах – у мужчин больше вырабатывается половой гормон тестерон, а у женщин – женский эстроген При нарушении этого соотношения у полов появляются вторичные признаки противоположного пола. Так у мужчин могут увеличиваться молочные железы, округлиться бедра и т. д. И наоборот.

Показ слайда

Выполнение задания на листочках .

Закончите предложения.

1. Железы внутренней секреции выделяют _________________________

2. Железы внутренней секреции выделяют вещества в ________________

3. Гуморальная регуляция _______________ нервной (древнее, моложе)

4. Гормоны – это _______________вещества, выделяются железами _____________

5. Гормоны_______________________работой организма.

6. Гормон роста выделяет___________________________

7. Если в организме мало йода, то нарушается работа______________________

8. При избытке гормона щитовидной железы возникает_________________________

9. Надпочечники выделяют гормон ______________________________

10. Гормон инсулин выделяется____________________________________

Вывод о работе и значении желез внутренней секреции:

Действие гормонов на органы

Активность гормонов

Гормоны участвуют в поддержке постоянства внутренней среды организма

Рост и развитие организма

Адаптация к постоянно меняющимся условиям среды.

Домашнее задание

В тетради выполнить задание № 000-147

По возможности приготовить презентацию

О вилочковой железе, гипоталамусе и паращитовидной железе.

Оценки за урок.

РЕФЛЕКСИЯ:

Какие новые знания вы получили на уроке?

Для чего они тебе пригодятся в жизни?

С каким настроением вы уходите с урока?