Главная · Простудные заболевания · Лечебные свойства и противопоказания мать-и-мачехи. Мать-и-мачеха — лечебные свойства и противопоказания

Лечебные свойства и противопоказания мать-и-мачехи. Мать-и-мачеха — лечебные свойства и противопоказания

Мать-и-мачеха лечебные свойства и противопоказания, которой изучены еще во времена древнегреческих ученых, остается популярной, по сей день. Латинское ботаническое название травы означает «кашель», что освещает главное лекарственное качество мать-и-мачехи. Средневековый врачеватель Авицена в своих трактатах описывал растение как средство от прыщей, образований, язв. Также он подтверждал эффективный результат при лечении заболеваний зрения и дыхания. Судя по описаниям, вред и польза мать-и-мачехи мало изучена.

Внешний вид, описание растения, применение

Лекарственное растение мать-и-мачеха обыкновенная растет на холмах и склонах, над обрывами рек. Растение представляет собой куст, низко расположенный к земле. Высота куста достигает 25 см в длину. Растет куст, покрывая землю своими побегами как ковром. Лекарственные листья имеют круглую форму с зазубринами на концах. Листья темно-зеленого цвета, с одной стороны, с другой покрыты белым ворсом. Зеленая сторона холодная, а внутренняя излучает тепло. Это свойство сыграло основную роль в названии растения. Свои листья куст выпускает после цветения, поэтому заготовки для лечебных сборов собирают в конце цветения. Польза от трав превышает вред в этот период.

Цветет мать-и-мачеха обыкновенная весной, цветы внешне схожи с одуванчиком, но их сложно спутать. Цветы мать-и-мачехи меньше чем одуванчик, сначала это маленькие желтые бутоны, но на пике цветения покрываются пушком.

В лечебных целях для приготовления сборов используют цветы, а также листья кустарника. Применение корней и стебля бесполезно в медицинских целях. Они не наносят вред, но польза от них минимальна. Найти мать-и-мачеху легко на всей территории России. Польза растения стала известна по всему миру, семена завезли в другие страны, неприхотливое растение принимается на любой местности, кроме слишком влажных или холодных мест. Различает несколько подвидов, которые имеют свои названия. Водный лопух, двуличник, матерник, двоелистник считаются самостоятельными растениями, но из-за внешнего сходства их часто называют одинаково. У них схожи листья и структура цветка, общий вид выглядит иначе.

Полезные свойства

Лекарственные трава и листья известны противовоспалительным, отхаркивающим, антисептическим действием, именно благодаря этим качествам их так часто используют в народной медицине. Применение отваров в былые времена было основным видом лечения. Своим полезным свойствам мать-и-мачеха обыкновенная обязана богатому химическому составу, у листьев и соцветий состав немного отличается.

В химический состав соцветий входит:

  • стерины;
  • рутин;
  • гептокозан;
  • фитостерины;
  • арнидол;
  • фирадиол;
  • тритерпеновые спирты;
  • сложные углеводы.

А листья:

  • каротиноиды;
  • дубильные вещества;
  • эфирные масла;
  • аскорбиновая кислота;
  • слизь;
  • органические кислоты;
  • полезные гликозиды;
  • танин.

Полезные вещества оказывают комплексное действие, усиливают отток мокроты, смягчают нагрузку на голосовые связки, подавляют кашель, стимулируют работу желез бронхов.

Благодаря такому действию мать-и-мачеху используют в народной медицине для лечения легочных и бронхиальных заболеваний.

Мать-и-мачеха от кашля всегда была на первом месте при у детей старшего возраста. Большое количество слизи, которой насыщена трава, смягчает выстилку внутренних органов, снимая раздражения, которое вызывает спазмы и кашель. Обволакивающее свойство предотвращает проникновение болезнетворных инфекций в ткани органов, защищая организм от вредного влияния окружающей среды. Заживляющий эффект благотворно влияет на реснитчатый эпителий трахеи, выстилки бронхов, это подавляет возникновение болевого синдрома.

На пищеварительную систему лекарственные отвары и трава действуют благотворно, подавляя лишнюю выработку секрета, подавляя повышенную кислотность, что крайне важно при абразивных изменениях выстилки желудка или кишечника.

Показания к применению

Обладая массой полезных свойств, не имея сложных побочных эффектов, сборы мать-и-мачехи используют для лечения и профилактики множества недугов.

  1. Проблемы дыхания. Бронхит, тонзиллит, ангина, пневмония, плеврит, туберкулез.
  2. Поражение желудочно-кишечного тракта. Гастрит, язвенная болезнь, воспалительные процессы в желчном пузыре, печени. Нарушение работы кишечника атония, спазмы.
  3. Инфекции почек и мочевого пузыря. Цистит, все виды нефритов.
  4. Сосуды и сердце. Гипертония, тахикардия, нарушения сердечного ритма и сердечная недостаточность. Со стороны сосудов предотвращение атеросклеротических бляшек, тромбоз глубоких вен.
  5. Стоматологическое направление. Воспаления ротовой полости, десен. Стоматит, гингивит.
  6. Женские проблемы. Мастопатия, мастит, нарушение репродуктивной функции, воспалительные процессы в области таза.
  7. Простудные заболевания. ОРВИ, грипп, коклюш, гайморит, ринит, лихорадка.
  8. Аллергические реакции у детей. Диатез, интоксикации.

При наружном применении помогает справиться со следующими проблемами:

  • гнойные инфекции;
  • нарывы;
  • ожоги;
  • ссадины;
  • фурункулез;
  • царапины;
  • проблемы с волосами и кожей головы – перхоть, выпадение волос.

Настой или травяные чаи на основе мать-и-мачехи укрепляют организм, улучшают иммунный ответ, придают силы и бодрость.

Противопоказания

Природное происхождение, отсутствие вредных токсинов и веществ не гарантирует бессимптомное лечение. Противопоказания присутствуют даже у целительной травы. При неправильном употреблении, передозировки, а также комбинации с препаратами несовместимыми с мать-и-мачехой лечение может вызвать негативную реакцию или нанести вред организму.

Полезные гликозиды, содержащиеся в целебных листьях при передозировке способны вызвать интоксикацию и .

Принимать отвары или настойки на основе травы рекомендовано не дольше шести недель подряд, возможно, привыкание и кумулятивный эффект.

Трава занесена в список самых опасных растений из-за содержания в нем алкалоидов с высокой гепатотоксичностью и канцерогенной активностью. Эти противопоказания считают весомым для назначения только по рекомендации доктора.

В Австралии мать-и-мачеху нельзя приобрести свободно, ведь она несовместима с жаропонижающими средствами, биологически активными добавками и некоторыми витаминами. Эта информация указана в инструкциях к препарату, противопоказания прописаны также в научной литературе, там есть описание в подробных деталях.

Во избежание недоразумении нужно досконально изучить противопоказания.

Категорически запрещено применять мать-и-мачеху детям до двух лет, беременным женщинам и кормящим мамам. Противопоказания связаны с сильным воздействием, которое тяжело выдержать ослабленному или детскому организму. В группу риска относятся алкоголики и люди с заболеваниями печени в хронической форме. Женщинам с задержкой менструального цикла прием настоев категорически запрещен.

Противопоказанием к применению является индивидуальная непереносимость лекарственного средства.

При передозировке возникают побочные эффекты:

  • рвота;
  • тошнота;
  • боль в желудке;
  • расстройство кишечника;
  • повышение температуры.

Среди устойчивых мифов отечественной культуры особое место занимает представление о якобы существовавшем у "древних славян" (а позднее - у русских крестьян) персонифицированном культе "матери-земли". Как правило, восточнославянские обряды и поверья, связанные с землей, возводятся учеными и публицистами к тем временам, когда земля, по выражению этнографа С. В. Максимова, "была возведена на степень божества народно-языческим сознанием". Даже недавние парламентские дебаты по поводу частной собственности на землю нередко комментировались именно с такой точки зрения: дескать, русские не хотят разрешить свободную торговлю земельными наделами, поскольку для них это - все равно что продавать собственных матерей. Однако на самом деле проблема "русских мифов о земле" представляется более сложной: очевидно, что страх перед частной собственностью на землю в России действительно существует, однако вызван он, по-видимому, не древними мифологическими архетипами, а спецификой социальной идентичности и внутренней организации русской крестьянской общины. Что же касается образа "матери-земли", то в значительной степени он обязан своим появлением литературной и научной традиции XIX и начала XX века.

Формулы типа "мать-земля", "матушка-земля" или "мать сыра земля" действительно довольно широко представлены в разных жанрах русского фольклора. Это, однако, еще не свидетельствует об их связи с какими бы то ни было архаичными культами. Здесь действует достаточно заурядная метафора плодородия, ассоциирующегося с материнством во многих земледельческих культурах. Однако именно эта метафорика послужила отправной точкой для досужих фантазий многих русских ученых и литераторов - начиная с А. Н. Афанасьева, чей изобилующий ошибками и произвольными домыслами труд "Поэтические воззрения славян на природу" (1865-1869) по странному недоразумению до сих пор считается классическим исследованием по фольклору и этнографии восточных славян. Афанасьев принадлежал к так называемой "мифологической школе в фольклористике" - научному направлению, возникшему под влиянием немецкого романтизма и стремившемуся объяснить крестьянский фольклор и ритуалистику как осколки древних мифов, в поэтической форме описывавших различные природные явления (прежде всего - метеорологического характера). Исходя из этой посылки, Афанасьев пытался свести все известные ему поверья о земле к якобы некогда существовавшим языческим сказаниям о браке земли и неба и о земле как великой матери всего живущего. "Признавая Небо и Землю супружескою четою, - писал он, - первобытные племена в дожде, падающем с воздушных высот на поля и нивы, должны были увидеть мужское семя, изливаемое небесным богом на свою подругу; воспринимая это семя, оплодотворяясь им, Земля чреватеет, порождает из своих недр обильные, роскошные плоды и питает все на ней сущее... <...> При таком воззрении на дождь... понятно, что в молнии, разящей тучи и чрез то низводящей на землю земные воды, фантазия первобытных народов узнавала мужской детородный член... <...> Весною, когда земля вступает в брачный союз с небом, поселяне празднуют в ее честь Духов день; они не производят тогда никаких земляных работ, не пашут не боронят не роют землю и даже не втыкают кольев, вследствие поверья, что в этот день земля - именинница и потому надо дать ей отдых..."

Подобные цитаты из сочинений Афанасьева и его последователей можно было множить. Но и без этого ясно, что славянский "культ матери-земли" был построен учеными-мифологами на вполне умозрительных основаниях, к которым пытались подтянуть фрагментарные и, по-видимому, не имеющие никакой исторической связи фольклорные материалы и этнографические свидетельства. Да и сами эти материалы трудно назвать аутентичными, поскольку, прежде чем попасть в научные труды, они должны были пройти сквозь фильтр романтической идеологии с ее тенденцией к, так сказать, "внутреннему колониализму" - поискам "значимого Другого" внутри национальной "традиции", архаизировавшим и мистифицировавшим крестьянскую культуру.

Очередная попытка придания особых мистических смыслов "народу" и "народной традиции" приходится в России на так называемый "Серебряный век" - эпоху литературного и философского модернизма. Симптоматично, что именно в это время миф о "матери-земле" переживает возрождение. Впрочем, здесь эта тема начинает звучать несколько иначе: особое значение придается фольклорному параллелизму "матери-земли" и Богородицы, в котором видят свидетельство особого "софийного" характера русской религиозности. Эта идея, подробно обоснованная Д. Самариным и Г. П. Федотовым и связанная, прежде всего, с космологией и теософией В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и П. А. Флоренского, предполагает особое народное почитание материнского начала, неразрывно объединяющего природный и божественный мир и хранящего абсолютный нравственный ("родовой") закон: "В добре своем, как и в красоте своей, мать-земля не выпускает человека из своей священной власти, - пишет Г. П. Федотов. - В кругу небесных сил - Богородица, в кругу природного мира - земля, в родовой социальной жизни - мать являются, на разных ступенях космической божественной иерархии, носителями одного материнского начала. <...> Певец не доходит до отождествления Богородицы с матерью-землей и с кровной матерью человека. Но он недвусмысленно указывает на их сродство..." Более радикально подошел к проблеме Д. Самарин, развивавший мнение Бердяева о русской религиозности как религии Богородицы. Согласно Самарину, в русском православии Богородица как бы "заслоняет" собой Христа, становясь единственной помощницей и покровительницей человечества и преодолевая новозаветное безразличие в отношении животного и растительного мира: "...Уклон от религии Сына к религии Богородицы означает преодоление христианского антропоцентризма и дуализма плоти и духа, означает возобновление ветхозаветного монизма, ветхозаветной плотскости Бога и признание всей твари участницей Божественного Откровения <...> Русская Богородица значительно более похожа на "матушку сырую земельку", которая всех нас любит, поит и кормит (Богородица как Мировая Душа, София), чем на историческую Деву Марию. Она-то "Сострадательнейшая Матушка наша" и была причиною отказа от одностороннего христианского отрицания язычества, виновницей примирения древнего язычества и христианства".

Почему эти и подобные им авторы так настаивали на "женственности" русской (и следовательно - своей собственной) религиозности - тема для отдельного разговора. Для нас в данном случае важно, что эти построения, по крайней мере применительно к крестьянской религиозной культуре, также не выдерживают критики. Дело в том, что все русские фольклорные тексты, где проводятся прямые параллели между Богородицей и матерью-землей, восходят к одному и тому же источнику - древнерусскому поучению против матерной брани, которое содержится в "Повести святых отец о пользе душевней всем православным христианом", а также в древнерусском апокрифическом сказании о Василии Великом. Здесь Богородице приписываются следующие слова: "Аще бо кто избранит, и от того матернаго слова небо восколеблется, и земля потресется, и уста того человека кровию запекутся. И не подобает тому человеку в тот день ни ясти и не пити потому же, что и аз им мати всем. Аще бы кто от рождения своего не избранил матерно, то бы аз умолила и просила о том многогрешном человеке у Господа Бога грехом его прощения". И в этом поучении, и в производных от него текстов кощунственность матерных выражений объясняется тем, что они оскорбляют Богородицу, мать-землю и родную мать бранящегося. Все это, однако, еще не предполагает каких бы то ни было особых мифологических контекстов. Хотя происхождение этого поучения остается мало исследованным, можно предполагать, что его анонимный составитель руководствовался вполне заурядной логикой, исходящей из общехристианских, а не специфически русских представлений. Матерная брань по определению направлена против матери/матерей, и, следовательно, бранящийся оскорбляет мать не только адресата инвективы, но и свою собственную. Кроме того, он оскорбляет Богородицу, поскольку она - мать Христа, Спасителя человечества и, таким образом, мать всех людей. Что касается земли, то она также мать человечества, но на несколько иных - ветхозаветных - основаниях: ведь согласно книге Бытия (2, 7), Бог создает первого человека из "праха земного". Поэтому соответствующая инвектива имеет отношение к и земле как праматери всех живущих. Для построения подобного силлогизма не требуется ни "язычества", ни особой "софийности".

Позднейшие фольклорные вариации на тему этого поучения нередко включают эсхатологические мотивы: выясняется, что матерная брань может повлечь даже Страшный суд. В духовном стихе "О матерном слове", записанном В. Ф. Ржигой в 1906 году, поется:

Вы, народ Божий-православный,

Мы за матерное слово все пропали,

Мать Пресвятую Богородицу прогневили,

Мать мы сыру-землю осквернили;

А сыра-земля матушка всколебается,

Завесы церковные разрушаются,

Проидет к нам река огненная,

Соидет судия к нам праведная.

Однако и эти мотивы нельзя считать специфически русскими или восточнославянскими. Дело в том, что темы плача, потрясения, гибели земли пришли в русский религиозный фольклор вместе с греческими апокрифами о конце света, созданными в первом тысячелетии нашей эры. Так, сцена плача земли о человеческих грехах, изображаемая в духовном стихе и обычно цитируемая в качестве примера специфически русского отношения к "матери-земле", на самом деле восходит к "Видению апостола Павла" - эсхатологическому апокрифу, появившемуся еще в III веке.

Я не буду останавливаться на других фольклорно-этнографических примерах (клятва землей, так называемая "исповедь земле" и т. п.), которые обычно приводят как доказательства русского культа "матери-земли" и которые столь же уязвимы перед лицом непредвзятого анализа. Думаю, что и сказанного вполне достаточно для деконструкции литературного мифа о "матери-земле". Однако в чем же тогда причины прошлых и нынешних "земельных психозов", характерных для русской истории Нового и Новейшего времени? Вероятно, корни русского отношения к земле действительно связаны с крестьянской культурой, однако - с совсем иными ее особенностями.

Все знают, какую негативную роль сыграло в русской истории крепостное право - "крепость земле", отмененная при Александре II. Менее известна другая норма крестьянского отношения к земле, дожившая до 1910-х годов и оказавшая, как я думаю, столь же пагубное воздействие на развитие социальных и гражданских институтов в России. Речь идет о так называемой "поземельной общине", подразумевавшей, что землепользование контролируется крестьянским "миром" и отдельный человек не может претендовать на владение тем или иным участком земли. Принцип поземельной общины не только препятствовал развитию частной собственности на землю, но и блокировал социальную мобильность любого из членов крестьянского "общества". Хотя общинное землевладение было разрушено аграрной реформой П. А. Столыпина, не прошло и двадцати лет, как поземельная община вновь вернулась в русскую деревню - вместе с новым, "колхозным" закрепощением крестьян в эпоху коллективизации.

Не касаясь чисто экономических последствий принципа общинного землевладения, обратимся к его символическому значению. Очевидно, что отсутствие частной собственности на землю препятствовало развитию индивидуальной инициативы не только на практическом, но и на символическом уровне. По сути дела, общая и постоянно перераспределяемая земля символизировала "общее тело" крестьянского коллектива, жестко контролировавшего своих отдельных членов и не позволявшего им вырваться из этого социального плена. Показательно, что в современных крестьянских рассказах о "последних временах" - этой своеобразной форме эсхатологического нарратива - в качестве одной из примет конца света часто используется мотив "измеренной земли". Он подразумевает, что в "последние времена" "вся земля будет перемеряна вершками" или "пядями". Для понимания этого мотива важно иметь в виду распространенную в крестьянской культуре ритуальную практику измерений человеческого тела. Эта практика могла быть направлена как на конструирование "ритуального двойника" человека, так и на приобретение магической власти над его телом. Таким образом, представления об "измеренной земле" могут подразумевать не только "отчуждение" земли, подчинение ее внешним и враждебным силам, но и приобретение символического контроля над самой общиной землевладельцев.

Наконец, в ситуации раздела общинной земельной собственности на частновладельческие участки (как это было в эпоху реформы Столыпина) "измерение земли" может подразумевать и распад крестьянского коллектива, потерю социального контроля над его отдельными членами.

Итак, с социально-исторической точки зрения "матушка сыра земля" оказывается для крестьянина не только кормилицей, но и символом социального плена и тотального подчинения коллективу. Думаю, что именно боязнь утраты коллективной идентичности и социального контроля в отношении человеческой индивидуальности и является скрытой основой русского страха перед частной собственностью на землю.

Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994. С. 209.

Афанасьев А. Н. Древо жизни: Избранные статьи. М., 1983. С. 59.

Федотов Г. П. Мать-земля (К религиозной космологии русского народа) // Федотов Г. П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т. II. СПб., 1992. С. 81.

Самарин Д. Богородица в русском народном православии // Русская мысль. 1918. Кн. III-VI. С. 24-25.

Как ни странно, большинство рассуждений русских модернистов о Богородице и "материземле" имеют отправным пунктом один-единственный литературный эпизод, а именно - известный пассаж из "Бесов", рассказ Марьи Лебядкиной о словах некоей странницы: "А тем временем и шепни мне, из церкви выходя, одна наша старица, на покаянии у нас жила за пророчество: "Богородица что есть, как мнишь?" "Великая мать, отвечаю, упование рода человеческого". "Так, говорит, Богородица - великая мать сыра земля есть, и великая в том для человека заключается радость. И всякая тоска земная и всякая слеза земная - радость нам есть; а как напоишь слезами своими под собой землю на пол-аршина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься. И никакой, никакой, говорит, горести твоей больше не будет, таково, говорит, есть пророчество". Запало мне тогда это слово. Стала я с тех пор на молитве, творя земной поклон, каждый раз землю целовать, сама целую и плачу". Можно, однако, предполагать, что Достоевский заимствовал процитированную формулу из литературных источников, которые, в свою очередь, находились под воздействием построений Афанасьева. Впрочем, это - предмет для специальной статьи.

Марков А. В. Определение хронологии русских духовных стихов в связи с вопросом об их происхождении // Богословский вестник. 1910. N 10. С. 321.

Ржига В. Четыре духовных стиха, записанных от калик Нижегородской и Костромской губерний // ЭО. 1907. N 1-2 (Кн. LXXII-LXXIII). С. 66 (N V).

Подробнее об этих рассказах см. в моей работе "Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект" (М.: ОГИ, 2002. С. 353-365).

В косметологии сложно найти лучшее средство для волос, нежели мать-и-мачеха. Отвар этой травы практически сразу уничтожает перхоть, волосы становятся сильными и блестящими.

Внешнее использование препаратов на основе камчужной травы помогает устранить различные кожные заболевания (рожистое воспаление, язвы и фурункулы).

Женщинам листья подбела помогают облегчить мастит. Так же она .

Важно! Чай из мать-и-мачехи является мощным средством при сезонных ослаблениях организма и авитаминозе.

При цистите

Мать-и-мачеха является антибактериальным, противовоспалительным и спазмолитическим средством. Поэтому ее целесообразно использовать для избавления от различных недугов мочеполовых органов. Она поможет снять боль и спазмы.

При следует делать спринцевание (клизмы) с отваром из камчужной травы.

  1. Для этого в 450 мл воды нужно поместить 12 г травы, дать смеси закипеть.
  2. Настаивать снадобье следует около 50 минут – за это время температура настоя достигнет 37 градусов.
  3. Процедуры проводят ежедневно перед самым отходом ко сну.

Одновременно с клизмами следует трижды за день принимать по 14 мл отвара мать-и-мачехи.

При гайморите

– весьма неприятная болезнь, которая сопровождается постоянно заложенным носом и сильной головной болью. Чтобы облегчить страдания больного можно использовать мать-и-мачеху следующим образом:

  • в 170 мл кипятка засыпать 6 г травы. Настоять в течение получаса. После чего каждой ноздрей поочередно следует втягивать теплый раствор;
  • свежий сок трижды в день закапывать по 4 капли;
  • сделать порошок из сушеных корней. Вдыхать его, чтобы спровоцировать чиханье.

Можно приготовить сбор для ингаляций. В небольшую кастрюлю поместить мать-и-мачеху, и эвкалиптовые листья. Добавить 470 мл кипятка. Настаивать на протяжении 20 минут в плотно закрытой емкости.

Часть процеженного отвара отлить – его нужно пить по 22 мл трижды в сутки.

Остальной отвар подогреть и вылить в грелку. Вдыхать пар, выходящий из отверстия, попеременно ртом и носом. Ингаляции необходимо повторять каждое утро и вечер. Продолжительность одной процедуры – от 3 до 5 минут.

При геморрое

Довольно сложно поддается лечению. Требуются специализированные, дорогостоящие препараты, постоянные процедуры. А иногда и хирургическое вмешательство.

Но есть древний рецепт, который помог избавиться от этого недуга многим людям.

  1. Собрать на рассвете .
  2. Измельчить в деревянной ступке.
  3. Залить равным количеством алкогольного напитка (чистого самогона).
  4. Убрать в прохладное, затемненное место на сутки.
  5. После чего средство следует использовать для смазывания проблемных участков.

Улучшение наступает через 7 дней.

Хорошо помогают при геморрое сидячие ванны.

Для начала следует смешать:

  • мать-и-мачеху;
  • душицу и ;
  • соцветия липы и ольхи;
  • корень пырея и стальника;
  • шишки хмеля.

Всех ингредиентов следует взять поровну. На 1500 мл кипятка понадобится 22 г смеси. Через полчаса микстура заварится и ее можно разбавить 4-5 литрами теплой воды. Находиться в ванне следует не дольше 20 минут.

Важно! Спиртовой настойкой можно вылечить алкоголизм (даже без ведома больного). Для этого следует в любое питье добавлять по 10 капель снадобья.

При простатите

Относится к сложным заболеваниям, требует комплексного подхода. Для лечения можно использовать различные травяные сборы.

  • подбел;
  • брусничные и березовые листья;
  • шалфей;
  • гусиная лапчатка;
  • хвощ;
  • крапива.

Все травы берутся в равных массовых долях. Смесь (12 г) необходимо заварить 375 мл кипятка. Отвару необходимо созревать не менее 4 часов. Принимать по 120 мл вместе с едой.

Мать-и-мачеху смешать с листьями и соцветиями донника, добавить золототысячник. Каждой травы понадобится по 3 г. Залить смесь 210 мл кипятка, оставить на 10 минут. Пить 6 раз в сутки по 65 мл.

Курс составляет 20-27 дней. Во время лечения следует избегать половой близости.

При гастрите

Для лечения гастрита необходимо приготовить следующий отвар.

  1. Смешать по 4 г камчужной травы и тысячелистника.
  2. Залить сбор 210 мл кипятка.
  3. Лекарство будет настаиваться в течение 55 минут.
  4. Пить по 1 глотку перед и после еды.

Для еще одного сбора следует смешать в равных количествах подбел, вахту, эвкалипт, крапиву, соцветия ромашки и ольхи, анисовые плоды.

Сбор (13 г) залить кипятком (355 мл). На созревание отвару потребуется 3 часа. Лечение следует продолжать на протяжении 32 дней.

Важно! Листья мать-и-мачехи могут прекрасно помочь во время пикников и походов. Свежей травой можно смазывать места укусов. Или приложить к вискам в случае резкого приступа головной боли.

При гипертонии

Отвар подбела помогает побороть гипертонию, атеросклероз и другие сердечные заболевания. Микстуру следует пить в первой половине дня по 65 мл.

Для усиления эффекта можно сделать комплексный сбор:

  • камчужная трава;
  • хмель;
  • валериановый корень;
  • все части земляничного куста;
  • календула, калина, клевер (соцветия);
  • мята;
  • семена укропа.

Из полученного сбора следует взять 12 г, смешать с 185 мл кипящей воды. Настаиваться отвар должен на протяжении все ночи. После чего пить по 55 мл перед каждой трапезой. Употреблять такое лекарство можно длительно – до 15 недель.

При фарингите

Для следует приготовить сбор из 2 частей подбела и 1 части мяты. Залить 220 мл кипятка. Использовать как средство для полоскания и раствор для ингаляций.

  1. Полоскать горло следует не менее 3 раз за сутки.
  2. Ингаляции необходимо проводить 4 раза в сутки. Продолжительность каждой – примерно 5 минут.
  3. Хорошо помогает прием внутрь сока трижды в день.

Можно пить чай из листьев камчужной травы во время еды. Для приготовления 1 чашки напитка понадобится 6 г сырья.

При ушибах

Самый быстрый способ избавиться от ушиба – приложить к больному месту лист подбела прохладной стороной.

Также можно истолочь листья в кашицу, закрепить на больном месте при помощи бинта или лейкопластыря. Держать такой компресс можно на протяжении всей ночи.

Важно! Мать-и-мачеху нельзя использовать при серьезных заболеваниях печени. Также эта трава опасна для детей, младше 2 лет.

При артрите

При воспалительных процессах в суставах следует оборачивать больные места свежими листьями камчужной травы. Это поможет избавиться от боли.

Этот рецепт может показаться очень простым для лечения столь сложного заболевания. Но народные целители считают его наиболее эффективным для избавления от артрита.

Чтобы продолжать лечение в холодное время года необходимо сделать спиртовую настойку из цветков камчужной травы. Их следует измельчить вместе со стеблями, залить нашатырем. Микстура будет готова через 30 дней.

После чего ее можно процедить и использовать наружно – смазывать воспаленные места.

При варикозе

Следует лечить изнутри и снаружи.

Для приготовления отвара 12 г камчужной травы залить 185 мл воды. Подержать на малом огне 12 минут. Через четверть часа можно начинать прием лекарства. Употреблять лекарство следует трижды по 15 мл.

Для компрессов следует использовать кашицу, оставшуюся после процеживания отвара.

При колитах

Колит – заболевание известное многим. Очень часто традиционное лечение не приносит облегчения. У природы есть много средств, которые действенно помогают при этом заболевании.

  1. Высушить листья подбела.
  2. Измельчить до порошкообразного состояния.
  3. Принимать 2 г лекарства трижды в сутки.
  4. Запивать лучше горячим молоком или медовой водой.

Также хорошо помогают клизмы с отваром из цветков камчужной травы. На 470 мл кипятка требуется 23 г сырья. Лекарству для настаивания требуется 55 минут. После процеживания развести водой (1:4).

Сбор для лечения колита

  • (цветки) – 20 г;
  • подбел (листья) – 17 г:
  • ромашка (соцветия) – 9 г.

Стаканом кипятка заварить 14 г смеси. Через час можно выпить 70 мл. Повторить прием еще дважды за день.

При нарывах

Для лечения нарывов лучшим средством является свежий сок камчужной травы – слегка помять листья в руках и приложить к пораженному месту.

Также можно делать компрессы, смочив натуральную ткань в отваре подбела.

Если нарывы расположены по всему телу следует принимать ванны с добавлением настоя. В 2,.5 литрах кипятка заварить 55 г травы. После чего вылить его в воду для купания.

Нарывы могут являться следствием нарушений внутри организма. Поэтому следует приготовить лечебный чай.

  1. Смещать мятный листья, подорожник и мать-и-мачеху по 3 г.
  2. Сбор залить 175 мл кипятка.
  3. Настаивать около четверти часа.
  4. Полученный отвар разделить на порции по 55 мл, которые следует выпить в течение дня.

Важно! Препараты на основе подбела нельзя принимать больше 45 дней в год.

Если сопровождается высыпаниями, следует приготовить лечебную ванну. Для нее потребуется цветы и листья (170 г) и кипяток (2,7 л). Настаивать отвар следует не менее 4 часов. После чего немного подогреть и вылить в теплую воду.

Потребуется провести от 8 до 10 процедур, с перерывом в 2 дня.

В случае аллергической астмы необходимо составить следующий состав:

  • камчужная трава, солодка, сосновые почки – по 15 г;
  • календула, укропные семена, алтей, багульник, череда – по 7 г.

Смещать, взять 27 г сбора и заварить 175 мл кипящей воды. Готовить на водяной бане в пределах четверти часа. После настаивания (45 минут) и процеживания добавить воды до первоначального объема. Принимать по 45 мл несколько раз в сутки.

При пиелонефрите

Справиться с поможет мать-и-мачеха в сочетании с медом.

  1. На водяную баню поместить смесь из 6 г травы и 185 мл кипятка.
  2. После закипания отвар следует процедить и немного остудить.
  3. Добавить 6 г меда.
  4. Полученное средство разделить на 3 равные части.

Лучшей преградой для любой болезни является сильный иммунитет. Для усиления защитных функций из подбела можно приготовить весьма интересные блюда.

Для приготовления быстрого и вкусного салата необходимо смешать натертую сырую морковь (90 г) с тщательно промытыми свежими листьями мать-и-мачех (25 г). Добавить соль и 45 г кефира.

Суп из камчужной травы

  1. Вымыть листья травы, измельчить (100 г).
  2. Картофель очистить, порезать, (200 г).
  3. В кипящую воду сначала положить картошку. А через несколько минут добавить мать-и-мачеху.
  4. Суп довести до кипения. После чего убрать с огня. Дать настояться четверть часа.

Перед подачей добавить сметану (сливочное масло).

Также из листьев подбела получаются прекрасные постные голубцы, рагу и жаркое.

Камчужная трава позволяет не только быстро и эффективно избавиться от многих недугов. Но и сделать лечение вкусным и приятным.

Когда произносится слово «мачеха» — у любого человека это воспринимается в штыки. Мачеха для ребенка, как и отчим, никогда не станет полноценно матерью (или отцом), чтобы там не говорили о том, что «кто кого воспитывает, тот и считается родителем».

Есть такая трава — мать- мало кто знает, почему она так называется. Видимо, дело в том, что если рассмотреть лист этого растения с «лица и с изнанки», то видно, что одна сторона листочка на ощупь теплая, ласковая, пушистая, как мать. А другая, нижняя сторона, если прикоснуться к ней — холодная, жесткая и скользкая. Это — мачеха.

Вот такое отношение у людей к мачехе. И поэтому женщина, которая по воле судьбы выходит замуж за вдовца или разведенца, обремененного детьми, для всех становится «злой мачехой».

Да, мачеха — это вечно отрицательный персонаж. Но порой это убеждение заставляет многих женщин ударяться в другую крайность: всеми силами стараться доказать, что устойчивое словосочетание «злая мачеха» — это не про нее.

И что она даже лучше родной матери. И начинает ребенка мужа «облюбовывать», все ему разрешать, задаривать и так далее.

Ребенок тут же чует, что можно окончательно распоясаться, или начинает, чуть ли не специально третировать мачеху, издеваться над ней. А той ничего не остается, кроме как молчать: еще бы, прояви она после всего хоть какую-то строгость по отношению к этому ребенку: тут же ее упрекнут, что не удивительно слышать такое от «мачехи».

Мачеха и пасынок. Взаимоотношения разнополых людей, которые не являются родными по крови. Надо сказать, что в этом случае также все сложно, как у дочери с отчимом.

Мужчина, который сумел отсудить себе ребенка, либо ощущает в себе достаточную уверенность в том, что сам сумеет его вырастить либо уже на время развода имеет ту женщину, к которой уйдет вместе с ребенком.

И не так редко бывает ситуация, когда наличие «следующей жены» является положительным аргументом для суда. И дети остаются отцу. Но не каждая женщина представляет себе достаточно отчетливо, насколько это сложно быть неродной матерью для ребенка!

Совет для мачехи:

Покажите ребенку, что вы к нему со всей душой, но будете еще приглядываться.

Спровоцируйте дитя на то, чтобы он сам попробовал завоевать вашу любовь, чтобы вы стали для него интересной личностью, дружбы с которой надо еще удостоиться.

Но гораздо чаще бывает по-другому: у мачехи действительно имеется зуб на несчастное дитя. И при отце или соседях она с ребенком добрая и ласковая, но наедине ведет себя иначе.

В ее арсенале — мелкие подлости, пакости и унижение.

Неужели и вправду все мачехи соответствуют прототипу «злой и коварной мачехи в «Золушке»?

Почему и за что мачеха злится на невинное дитя?

В большинстве случаев причиной всему — извечный вопрос о власти. Часто вторая жена стремится получить власть над мужем, а при традиционном отношении отцов к детям это значит — отнять эту власть у ребенка.

Справедливости ради необходимо заметить, что стремятся «к власти» в такой семье, как правило, жены, не обремененные интеллектом и возрастом, которые сами, по сути, еще дети, то есть соперничество за право быть первым номером в семье превращается в соперничество двух детей…

Приходя в семью в качестве мачехи, можно натолкнуться и на более серьезные проблемы, чем выяснение, кто же для мужчины главнее. Когда ребенок мал, ему часто не говорят, что новая жена отца — неродная ему мама.

Особенно тогда, когда мать либо умерла, либо ушла от отца, оставив ему чуть ли не грудного младенца.

И отец, женившись, например, наскоро, чтобы ребенок не знал о том, что мать неродная, потом говорит ребенку, что это его настоящая мама. Правильно ли это? И чем это может быть чревато для такой новой мамы?

Многие женщины, выходя замуж за мужчину, у которого есть ребенок, не знают, как завоевать доверие этого ребенка.

Прежде всего — не лицемерьте перед ним. Дети очень тонко чувствуют фальшь в отношениях.

Вот, например, история, когда взрослая дочь не восприняла чужого человека в семье. Такое случается, когда ребенок знал свою мать и потерял (смерть или уход родителя), а отец после этого долго ни с кем не встречался. Тогда происходит «одичание» как отца, так и ребенка. Они привыкают жить одни и считают, что кто бы ни пришел — это враг!

А, если все же отец решил жениться?

Главное, подготавливать ребенка к этому постепенно, чтобы он привык. Нельзя «ошарашивать» такой вестью, но и тянуть не стоит, желательно, чтобы все он узнал от родного человека и вовремя.

Впрочем, если дочь или сын уже взрослые — у них своя личная жизнь, то и отца они, естесственно, хотели бы видеть счастливым и не одиноким. Важно для мачехи остается в этом случае только показать, что ей можно доверить чувства и жизнь отца. Как это можно сделать? Только с помощью искренней любви.

Растение мать-и-мачеха относится к числу распространенных, широко известных и популярных, его внешний вид знаком практически каждому. Многие владельцы дачных участков борются с ним как со злостным сорняком, не догадываясь, что уничтожают полезное лекарственное растение. Предлагаем познакомиться с его медицинскими свойствами, противопоказаниями к применению, а также узнать несколько интересных фактов.

Описание

Растение мать-и-мачеха является многолетним представителем семейства сложноцветных, родственником красивого садового цветка, астры. Действительно, если присмотреться, солнечно-желтый мелкий цветок растения очень похож на красивую красную, розовую или белую головку астры. Особенности мать-и-мачехи как представителя флоры таковы:

  • Длинное ползучее корневище.
  • Имеются побеги двух типов. Цветоносные формируются в начале весны, их высота - не более 30 см, на конце каждого находится головка - цветок. После цветения эти побеги сразу же отмирают.
  • Вегетативные - второй тип побега, на них располагаются листья. Формируются спустя некоторое время после завершения цветения.
  • Листы очень необычны, с внутренней стороны мягкие, приятные на ощупь, с наружной - гладкие, холодные. Стороны именуют соответственно «мать» и «мачеха».
  • Форма листа округленная, на концах характерные зазубрины, размер зависит от возраста. Зрелые листы нередко достигают 20 см в диаметре. Окрас - насыщенно-зеленый.
  • Цветок - корзинка ярко-желтого окраса, достигает в диаметре 2,5 см. Именно своими цветками растение мать-и-мачеха и одуванчик очень похожи, но второй имеет больший диаметр.
  • Плод - семянка.

Относится к числу поразительно плодовитых, за сезон всего один кустик способен дать почти 20 тысяч семян, которые и сами обладают хорошей всхожестью.

Название

Рассмотрим, почему растение назвали мать-и-мачеха. Существует несколько печальных легенд, объясняющих это странное наименование.

В давние времена мужчина ушел из семьи к другой женщине, оставив жену и дочь с прекрасными золотистыми волосами. Но новая супруга, мучаясь от ревности, решила погубить ребенка, заманила девочку к обрыву и сбросила ее вниз. Мать, почувствовав, что ее ребенок в опасности, прибежала к зловещему месту, но опоздала - девочку было уже не спасти. В отчаянии бросилась она на убийцу, и обе они упали вниз, не разжимая смертельных объятий. Наутро у обрыва появилось огромное количество необычных растений, одна половина листа символизировала материнскую любовь, другая - ревность мачехи. А солнечно-желтые цветки рождали ассоциации со светлыми волосами погибшей девочки.

Еще одна легенда, объясняющая происхождение названия растения мать-и-мачеха, такова. У одной женщины была дочь, в которой она и нелюбимая падчерица. Судьба отняла у нее родного ребенка, поэтому многие часы несчастная мать проводила на кладбище, гладя землю на могиле. Вот и выросло растение, одна половина его листьев была теплой, как любовь матери к родной дочери, вторая - холодной, словно равнодушие женщины к падчерице.

Распространение

Продолжим описание растения мать-и-мачеха указанием тех мест, где его можно встретить. Их множество, прежде всего залитые солнцем поляны, овраги, берега рек. Встречается растение и на лесных опушках, дачных участках, полях, лугах, предпочитая влажные глинистые грунты без дерна. Произрастает этот природный лекарь на территории Западной Европы, Сибири, Азии, встречается также на Африканском и Североамериканском континентах.

Особенности

Лекарственное растение мать-и-мачеха интересно тем, что весной (в середине марта - начале апреля) сначала появляются цветки, а потом листья. За эту особенность в Великобритании цветок именуют «сын раньше отца». Растение имеет мощный корень, уходящий в землю на метр, развивается с очень высокой скоростью, поэтому может стать настоящим бедствием для полей и огородов, вытесняя культурные растения. Иногда мать-и-мачеху называют первым вестником весны, ведь скромные желтые цветки начинают украшать землю, едва освободившуюся от снега.

Произрастает семьями, поэтому луг почти всегда усеян желтыми корзинками: если один цветок уже отцвел, то второй только приступает к цветению. После этого, как и одуванчик, растение рассеивает семена, расположенные на пушистых ворсинках.

В качестве лекарственного сырья используются листья и соцветия, собирать последние рекомендуется в июле, не дожидаясь того, что они вырастут крупными и огрубеют. Получившееся сырье следует высушивать на свежем воздухе, не допуская воздействия прямых лучей солнца, периодически переворачивая.

Лечебные свойства

Применять растение в медицинских целях начали еще в Древней Греции и Риме. С этих давних времен известно, что дар природы помогает справиться с симптомами бронхита и облегчить течение бронхиальной астмы. Использовали его в своей работе Гиппократ и Авиценна.

На латыни растение мать-и-мачеха носит наименование Tussilago farfara L., что означает «исцеляющий кашель». Название очень точно характеризует специфику многолетника, его цветки действительно позволяют быстро избавиться от заболеваний горла, в том числе и от кашля, как сухого, так и влажного. Но это далеко не все. Растение обладает таким обширным списком лечебных свойств, что используется не только в народной медицине, но и во вполне традиционной. Основных эффектов несколько:

Иногда мать-и-мачеху в составе комплексной терапии используют для лечения широкого комплекса заболеваний горла, ротовой полости, гнойных инфекций. Однако важно помнить, что, употребив большое количество лекарственного препарата, ускорить избавление от болезни невозможно, но вот навредить себе очень легко. Поэтому следует четко соблюдать дозировку и при возникновении спорных вопросов получить консультацию специалиста-медика.

Противопоказания

Лекарственное растение мать-и-мачеха имеет несколько противопоказаний, которые должны учитывать все, кто решился улучшить свое здоровье и самочувствие с его помощью. Кому же нельзя употреблять цветки и листья?

  • Беременные женщины и молодые мамы в период лактации.
  • Дети младше 3 лет.
  • При патологиях печени (гепатит, цирроз).
  • При постоянных нарушениях менструального цикла.
  • Случаи индивидуальной непереносимости.

Также медики не рекомендуют продлевать курс более чем на 1,5 месяца, ведь после регулярного приема травы мать-и-мачехи в организме накапливаются гликозиды и начинают отравлять его. Употребление растения совместно с жаропонижающими медикаментами возможно только после согласования с медиком.

Возможные побочные эффекты

При правильном приеме с соблюдением дозировки мать-и-мачеха редко негативным образом сказывается на состоянии здоровья человека. Однако возможны такие побочные эффекты:

  • Нарушение стула.
  • Рвота и тошнота.
  • Спазмы в животе.

Чаще всего они возникают при употреблении лекарственного растения в неоправданно больших дозах. В этом случае прием незамедлительно прекращается.

Лучшие рецепты

Познакомимся с наиболее полезными рецептами из копилки народной мудрости, которые помогут использовать лечебные свойства растения мать-и-мачехи с максимальной пользой. От кашля быстро избавиться можно с помощью такого средства: залить стаканом кипятка 1 ч. л. листьев растения, настоять в течение 30 минут. Получившийся напиток употреблять трижды в сутки по 1 ст. л. за 10 минут до еды. Через 2-3 дня от кашля останутся лишь воспоминания.

Привести в норму кислотность желудка поможет такой настой: на 1 литр кипятка берется 20 г сухих цветков, время для настаивания - 60 минут. Далее средство процеживают при помощи марли, принимают каждые 6 часов по 100 мл.

При удушливом кашле можно воспользоваться дымом от растения. Для этого на раскаленную сковороду насыпается измельченная сухая трава и листья, а страдающий от кашля человек вдыхает образующийся дым. 2-3-минутная процедура принесет облегчение практически сразу же.

Необычная паста

Мать-и-мачеха - полезное растение, которое можно также употреблять в пищу, удивив домочадцев необычным блюдом, ингредиенты которого они ни за что не отгадают. Итак, для приготовления потребуются:

  • Яблоко.
  • Масло сливочное - 2 ст. л.
  • Цветки мать-и-мачехи - ½ стакана.
  • Сахар - 1 ч. л.
  • Корица - чуть-чуть, на кончике ножа.

Яблоко следует запечь в духовке, после этого измельчить до пюреобразного состояния, смешать с маслом, цветками, сахаром, добавить корицу. Получилась сладкая паста, которую можно намазывать на хлеб или есть как варенье.

В завершение предлагаем познакомиться с подборкой увлекательных фактов об удивительном растении:

  • Мать-и-мачеха является эмблемой аптек в Париже.
  • В медицинских целях ранее использовался и корень растения, но сейчас применяются только наземные части.
  • Продолжительность цветения составляет почти 40 суток, что является настоящим рекордом для первых весенних цветов.
  • Растение мать-и-мачеха - медонос, при этом очень полезный, именно оно помогает проснуться трудолюбивым жителям улья. Медопродуктивность цветка невысока, но проблему удается решить за счет большого количества: нередко ярко-желтые корзинки украшают собой луга и поля, предоставляя пчелам возможность собрать необходимое количество нектара.
  • Этот представитель флоры является и природным барометром, позволяющим предсказывать погоду.
  • Растение очень хорошо разрастается на кострищах, использует золу в качестве удобрения.
  • В старину у цветка был даже свой день - 10 апреля. Считалось, что снадобья, приготовленные из сорванного в этот день сырья, обладают магическими свойствами.

Мы рассмотрели особенности внешнего вида удивительного жителя лугов и оврагов, узнали историю происхождения растения мать-и-мачехи, его лечебные свойства.