Главная · Простудные заболевания · В молоке был ацетон. Определение ацетона в моче

В молоке был ацетон. Определение ацетона в моче

В последнее время в СМИ все чаще появляется информация о том, что употребление молочных продуктов повышает риск развития хронических заболеваний. Подобные материалы заставляют людей сомневаться в пользе употребления молока и молочных продуктов. Группа исследователей из Дании, Нидерландов и Великобритании под руководством профессоров Гивенс и Эструп (Ian Givens&Arne Astrup) подготовила научный обзор, цель которого – ответить на ключевые вопросы о влиянии молочных продуктов на здоровье. В...

Вредные советы: кормящая мама должна пить много молока Часто молодые мамы слышат советы от окружающих – что кормящей женщине непременно необходимо пить коровье молоко и желательно в больших количествах. Раньше действительно считалось, что молоко способствует увеличению лактации. Однако это заблуждение, исследования доказали, что коровье молоко не влияет на лактацию. Употребление мамой коровьего молока при грудном вскармливании может вызвать аллергию у новорожденного, поскольку коровий...

Низкоуглеводная диета. "Хорошие" и "плохие" крупы - советы...

Последние несколько лет стало модно ограничивать потребление углеводов - так называемая, низкоуглеводная диета. О том, насколько действительно вредны или полезны могут быть крупы, содержащие много углеводов, рассказывает Олег Ирышкин, кандидат медицинских наук, врач спортивной медицины и спортивной диетологии, эксперт-диетолог федеральной сети фитнес клубов X-Fit. Крупы Крупы очень важны в составе питания, так как именно они являются основными поставщиками сложных углеводов и как...

Переднее молоко может вызвать колики?

Переднее молоко может вызвать колики? В первые минуты кормления ребенок получает переднее молоко, оно более жидкое и содержит больше углеводов, в частности лактозы (молочный сахар). Заднее молоко малыш получает под конец кормления, оно более плотное и жирное, в его составе больше ферментов, помогающих кишечнику переваривать пищу. Очень важно чтоб малыш получил и переднее и заднее молоко. За счет переднего восполняются запасы жидкости, заднее - более ценно энергетически. Для того, чтоб...

Приказом Минздрава России утверждены Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов. «Если посмотреть на представленные нормы, то кажется, что это документ из далекого прошлого. Они скорее отражают реальную картину потребления, нежели желаемый, здоровый рацион» - комментирует Зинаида Медведева, исполнительный директор НКО Национальный исследовательский центр «Здоровое питание». Значительно завышены нормы по соли – почти в 2 раза по сравнению с международными...

Лактационный криз – как вернуть молоко?

Лактационный криз – как вернуть молоко? Лактационный криз - это временное снижение количества молока. Если правильно действовать – то справиться с этой проблемой можно достаточно быстро. Необходимо увеличить время совместного пребывания мамы и младенца. Положительно влияет контакт кожа коже и совместный сон. Кормящей маме стоит несколько дней передохнуть от домашних забот и уделить максимум времени малышу. Негативно влияет на лактацию физическая усталость, хроническое недосыпание и стресс...

Обсуждение

А я читала, что лактационные кризы возникают, когда у ребенка увеличивается потребность в молоке, а женский организм не успевает приспособиться. Хотя конечно и причины указанные в статье тоже влияют на лактацию. У меня кризы были несколько раз, справиться удавалось за 2-3 дня.

на самом деле, как известно, основная выработка молока происходит ночью. Именно поэтому многие педиатры поддерживают идею совместного сна, когда малыш в течение ночи посасывает грудь, тем самым отправляя импульс в головной мозг о выработке молока. Но этот вопрос дискутабельный и решение остается за мамой.
Помогать восстановить лактацию и пережить лактационный криз помогают частые прикладывания ребенка к груди, сцеживание молочка, специальные чаи и сборы

Поначитались с женой вашей конференции и вчера с утра решили начать диету: питание без мучного и молочного. А заодно и без сладкого, потому что от него ребенок конкретно балдеет. Вчера вечером у него был страшный понос, сегодня рвота. Изо рта страшно воняет, запах похож на "перегар" после пьянки. Может ли такое быть от диеты, или мы что то подхватили? Ребенок весь день лежит в постеле. Ребенку 4.5 года, никогда небыло аллергий. Диагнозы разные врачи ставят разные: ЗПР, синдром каннера, аутизм...

Обсуждение

После начала диеты и до субботы Владик больше не дурачился и совсем отошел от изменения питания. В субботу в детском магазине сам выбрал себе конструктор, подошел к кассе, подождал небольшую очередь, но после выхода с магазина все же потребовал распаковать. Играл конструктором до вечера и лег спать с его частями. Стал более терпелив. Щеки теперь не такие розовые и пухлые, живот тоже стал похудее. Стал произносить безсмысленные сочетания слогов. В воскресенье пошли в дельфинарий. При выходе дали жевательную резинку. И уже в метро он начал слегка колбаситься и потом уснул (после периода колбасения он всегда потом засыпает). В дельфинарии оказалось что все вокруг что-то едят, и в большинстве случаев, то что ему уже неделю не дают(шоколад,сухарики,чупа-чупсы,и т.д.). Поскольку в такой ситуации явно было не до дельфинов, еды с собой не было, мы ему опять дали жевачку. Некоторое время он смотрел представление, но потом опять начал дурачиться, лезть под лавку, ложиться и смеяться. Скорее всего это от жевачки, так что теперь он ее больше не увидит. На обратном пути, когда смех прошел, в метро уснул. Возле дома зашли в магазин, и жена купила злосчастный лимонад "Буратино", от которого он и балдел полночи. К конструктору интерес пропал, кроме швыряния под идиотский смех и стучания деталью по стеклу. Так что сладких газированных напитков нам тоже кажись нельзя.

Может, наш история вам чем-то поможет. У моего сына к году было 10-15 слов, к 18 месятсам не было ни одного, молчал как рыба, на речь не реагировал, была гора диагнозов от глухоты до аутисма. В два с половиной года пришла новая воспитательнитса, которая стала учить его немому языку, и он через 2 месятса -"Заговорил" полные предложения, появилась реактсия на речь - мы ему голосом, а он ответ руками. Диагноз аутисма сняли. Позднее появилась и речь, правда, с большим количеством нарушений. Сейчас диагнозы - дисартрия и диспраxия. Врачи говорят, что он хотел и не мог говорить, и от етого "сxодил с ума"

У ребенка болит живот, наверное, это колики, плачет по 3 часа после кормления. Помогите любыми советами, что делать? Как питаться маме?

Все чаще и чаще в телевизионных программах, в детских журналах или же в поликлинике мы слышим об ацетоне в моче. Мамы во дворе рассказывают страшные истории о неукротимой рвоте у малыша и бесконечных капельницах. Так что же это такое – повышенный ацетон, и следует ли его бояться?

В медицинской литературе ацетонемический синдром у ребенка трактуется как патологическое состояние, которое преимущественно наблюдается в детском возрасте и характеризуется приступами повторяющейся рвоты, появлением ацетона в моче, отсутствием аппетита. Перечисленные симптомы периодически исчезают.

Доктор Комаровский рассматривает ацетонемический синдром как физиологическое состояние, а не заболевание у деток дошкольного и раннего школьного возраста.

Причины рвоты

Рвота при этом состоянии центрального генеза появляется из-за раздражения рвотного центра избыточным количеством кетоновых тел или ацетона. Происходит это, когда в организме для получения энергии расщепляются жиры. При этом из молекулы жира образуются не только глюкоза, но и кетоновые тела.

За названием «кетоновые тела» скрываются три соединения – ацетон, ацетоуксусная и b-оксимасляная кислоты, о чем говорит и доктор Комаровский. Жиры начинают расщепляться, когда в организме ребенка заканчиваются запасы глюкозы. Вначале для энергии используется глюкоза крови, затем – гликоген печени. Но этих запасов у ребенка крайне мало, и если глюкоза не поступает извне, то начинают расщепляться жиры.

Определить, есть ли в моче ацетон, можно, используя специальные тесты в виде меняющих цвет полосок, которые опускают в баночку с анализами малыша. После проведения теста лакмусовую бумажку прикладывают к специальной цветной шкале. С помощью тест-полосок можно вычислить уровень ацетона в моче в домашних условиях.

Распространенные причины:

  • повышенная физическая активность;
  • длительный плач или истерика;
  • любое заболевание, особенно сопровождающееся повышением температуры;
  • несбалансированное питание.

Если пропустить момент, когда количество кетоновых тел становится чрезмерным, развивается следующая клиническая картина. В моче у ребенка появляется ацетон, а его специфический запах слышен в дыхании ребенка. Начинается неукротимая, многократно повторяющаяся рвота. При этом напоить или накормить малыша не получается. Так формируется замкнутый круг, и маме ничего не остается, как отправиться в больницу.

Какой должна быть диета при ацетоне у детей, по мнению врачей, в том числе – доктора Комаровского? Как и чем нужно кормить и поить детей, чтобы не допустить образования ацетона? И как быстро справиться с этим явлением в домашних условиях уже после появления симптомов?

Что должно быть в аптечке

Родителям маленького ребенка, у которого уже были эпизоды ацетонемической рвоты, необходимо пополнить аптечку следующими препаратами:

  • глюкоза 40 % в ампулах, которую Комаровский рекомендует как лучшее лекарство при ацетонемии;
  • глюкоза 10 или 5 % во флаконах;
  • глюкоза в таблетках;
  • фруктоза;
  • «Регидрон», «БиоГайя Орс», «Хумана Электролит»;
  • никотинамид или витамин РР, который улучшает всасывание глюкозы.

Также следует запастись сухофруктами, и детской минеральной водой без газа.

Чем поить

Много фруктозы содержится в высушенных плодах винограда – изюме. Следует залить одним стаканом кипятка столовую ложку изюма, настоять 15-20 минут и напоить ребенка.

Чтобы предотвратить появление ацетона, всегда давайте крохе сладкое питье, особенно после эмоционального потрясения или стресса, физической нагрузки или в период болезни.

Лучше всего подойдет компот из сухофруктов или сладкий чай. Важно, чтобы напитки были теплыми и сладкими, так они будут быстрее усваиваться из желудочно-кишечного тракта и, следовательно, быстрее восстанавливать нормальный уровень глюкозы в крови.

Вместо сахара доктор Комаровский советует использовать фруктозу. Метаболизм фруктозы происходит в организме значительно быстрее, чем сахарозы, при ее расщеплении уровень глюкозы в крови повышается равномерно, без резкого скачка и последующего спада.

Если ребенок становится вялым, жалуется на боль в животе, головокружение, особенно после активных игр, вы можете предотвратить появление рвоты. Быстро пополнить истощенные запасы энергии поможет глюкоза в ампулах. Лучше, если это будет концентрированная 40 % глюкоза, особенно если уже началась рвота.

За рамками экстренной ситуации для борьбы с ацетоном в моче подойдут растворы с меньшим содержанием глюкозы и таблетированные формы.

Чтобы нейтрализовать уже образовавшиеся кетоновые тела, следует давать ребенку щелочное питье. Для этой цели подойдут: минеральная вода без газа, «Регидрон» или «БиоГайя Орс».

Но приоритет все-таки стоит отдавать глюкозе и сладким напиткам, с помощью которых можно устранить первопричину синдрома.

Основные правила питьевого режима:

  • любая жидкость должна быть теплой, это ускорит ее всасывание;
  • давать пить в небольшом количестве и часто, по 5-10 мл каждые 5-15 минут;
  • общее количество глюкозы в сутки должно быть 5 мг на 1 кг веса.

Вместе со сладким напитком дайте малышу таблетку или раствор из ампулы никотинамида (витамина PP).

Общий объем всей потребляемой крохой жидкости за сутки должен составлять 120 мл на 1 кг веса. Когда не удается напоить ребенка даже с ложки, капайте раствор глюкозы в рот с пипетки или из шприца без иглы.

  1. Определите уровень ацетона в моче лакмусовой полоской. Если результат от 0,5 до 1,5 ммоль/л (один плюс), это соответствует легкой стадии, и с ситуацией вы можете справиться самостоятельно.
  2. Когда показатель ацетона два плюса, что соответствует 2-5 ммоль/л, но при этом ребенок пьет, и состояние его не ухудшается, вы еще можете остаться дома, продолжая наблюдение.
  3. Но когда состояние малыша ухудшается, а в моче обнаруживается больше 5 ммоль/л (три плюса) ацетона, не тяните – бегом к врачу!

Правила питания

В период криза кормить малыша не следует. Основной упор сделайте на отпаивании ребенка, так как с рвотой он теряет жидкость в большом объеме, а вместе с ней – необходимые микроэлементы и витамины. И только после прекращения рвоты надо задуматься о диете.

Исключите из рациона:

  • все жиры, особенно растительные, и рыбий жир, в структуре которых много ненасыщенных жирных кислот;
  • бульоны мясные и рыбные, холодец;
  • субпродукты;
  • грибы;
  • бобовые: горох, чечевица, фасоль;
  • все продукты, в составе которых есть красители, пищевые добавки, усилители вкуса: майонезы, кетчупы, чипсы, колбасы и другие копчености;
  • все кисломолочные продукты: йогурт, кефир, ряженка;
  • кислые овощи и фрукты: апельсины, киви, помидоры, баклажаны, шпинат, вареная капуста;
  • все напитки, содержащие кофеин и шоколад;
  • сдоба и хлеб.

Ключевые компоненты лечебной диеты:

  • каши из разнообразных круп: гречка, нешлифованный рис, пшеница;
  • молоко и обезжиренный творог;
  • овощи и фрукты: свежие или печеные, сухофрукты;
  • свежевыжатые соки;
  • диетическое мясо: крольчатина, индейка;
  • яйца.

Исключение из пищи некоторых продуктов необходимо лишь во время криза: пока не улучшится состояние ребенка и не исчезнет ацетон в моче.

Когда у малыша прекратится рвота и появится аппетит, можно его покормить. Питание должно быть дробным: минимум 5-6 раз в течение суток и маленькими порциями. Все блюда лучше варить или готовить на пару. Каждый прием пищи должен включать овощи с высоким содержанием клетчатки.

Контролируя состояние ребенка и уровень кетонов в моче, постепенно расширяйте диету. Доктор Комаровский советует не ограничивать детей в сладком. При этом не забывайте, что в период криза нельзя давать шоколад и напитки, содержащие какао. И только после того, как самочувствие ненаглядного чада нормализуется, вы сможете побаловать его содержащими сахар лакомствами.

  1. В первый день после криза не стоит слишком перегружать малыша. Ограничьтесь кашами, сухариками из обычного хлеба и . Не добавляйте в каши масло и другие жиры.
  2. На второй день включите в рацион вареное яйцо или запеканку, овощи, приготовленные на пару.
  3. С 3-4 дня можно ввести нежирное мясо, галетное печенье, кашу, сбрызнутую растительным маслом.
  4. С пятого дня уже можно кисломолочные продукты, такие как кефир и йогурт без добавок. Они нормализуют микрофлору кишечника.

Главное, помните, что ацетонемия – это не заболевание и не патологическое состояние, а физиологическая особенность детей раннего возраста. И предотвратить ее вполне в ваших силах. Теперь у вас для этого есть все необходимые знания.


Ацетон — очень неприятная штука. Врачи говорят, что последнее время увеличиваеться численность заболевших ацетоном. Группа риска — дети до 14 лет, чаще мальчики. Для справки я скопировала такую информацию:

Ацетономический криз может возникать внезапно, без каких-либо предвестников. Иногда ацетономическому кризу предшествуют отсутствие аппетита, слабость, вялость, головная боль, сонливость, тошнота, запах ацетона изо рта, боль в животе. Все малыши обычно показывают на боль в области пупка.

Как это было у нас и что мы делали.

Ацетон у нас развился от нервного стресса перенесенного ребенком после очередного тестирования неизвестных предметов на вкус. У нас это была жидкость для снятия лака. Самое обидное, что я была рядом и не видела, что за неприятность нам сейчас грозит. Скорее всего, жидкость он не выпил, а просто взял флакончик в рот и этого было достаточно, чтобы появились позывы к рвоте. Я ужасно испугалась и позвонила нашему педиатру. Врач посоветовал дать выпить много молока и вызвать скорую. Скорая помощь сделала промывание желудка. Я предполагаю, что именно это промывание и дало толчок к ацетону. Даня сильно испугался уже, когда подошли тетки в белых халатах, а когда засунули ему в носик трубочку с тали заливать воду через шприц, это вообще ребенка вывело из себя. Он орал не переставая. А врачи все лили и лили воду. Ничего кроме молока не вымыли, но стресс ребенок получил. Понятно, что мы не могли рисковать и не делать промывание, но это было жутко.

Итак, через 2 дня у ребенка началась сильная рвота и понос. Мы купили тест на ацетон (продается в аптеках). Показало максимум. Наша участковая врач выписала антибиотики, но их я давать побоялась и решила действовать так, так посоветовали люди с опытом. Ниже я напишу, как именно. Позднее оказалось, что я была права и не нужно спешить с антибиотиками. Итак, Дане годи 3 месяца, мы лечим ацетон:

Самое первое народное средство при ацетоне — хороший домашний самогон. Его достаточно выпить чайную ложку (лучше немного разбавить водой). Затем, советуют кушать желтую черешню. Мы ели консервированную. Я чистила от косточек, а Даня кушал ягодки. Еще можно порезать и добавить в кашку (когда можно будет кушать кашки). Также нужна строгая диета и покой. Первый день вообще еду не давать, а только пить. Жидкости нужно употреблять побольше. Хорошо помогает минеральная лечебная вода, например, Боржоми. Только с газом не давать! Нужно выпустить газ: налить немного воды в кастрюльку и поставить на газ. Греть, помешивая ложкой. Когда газы выйдут можно давать пить. У меня Даня не особо любит пить, так ми черпали воду с миски ложкой для мороженого и так только пили. Было интересно, как игра.

МЕДИКАМЕНТЫ. Я не медик, и не даю рекомендаций. Мы использовали те медикаменты, которые прописал нам врач.

1. Укол какорбаксилазы — 1.

Очень болючий! Поэтому мы сделали клизмочкой в попу (набрала лекарство в шприц и влила в попу ребенку. Без иглы, естественно.)

2. Энтеросгель

На вид не очень приятный, но очень хорошая штука. Для того чтобы дать его ребенку можно смешать с любым фруктовым пюре нужную дозу. Пройдет без проблем!

3. Регидрон

Я разводила в литровой банке и периодически вливала в ротик малышу с ложечки.

4. Нифуроксазид суспензия.

Это лекарство приятное на вкус. Главное пропить полный курс (если не будет осложнений). У нас это было 5 дней.

5. Клизма с содой.

Периодически промывать клизмой посоветовал врач. На стакан теплой воды развести 2 ч.л. соды.

Кушать Даня не хотел и не мог. Висел на груди у мамы. Через пару дней врач разрешил кушать все, от чего нет рвоты. Поэтому мы кушали гречневую кашу, рисовую кашу, картошку, овощные супы. Все без жира и молока. Если ребенок хотел хлеб, я не забирала. Главное, чтобы у малыша были силы бороться с болячкой, а у мамы терпение.

P.S. Пока писала статью, нашла хорошую информацию на этом сайте: http://www.roditeli.com.ua/

Что такое ацетономический синдром?

Ацетономический синдром, причины возникновения.

При накоплении в крови ребенка большого количества кетоновых тел (ацетона и ацетоуксусной кислоты) у ребенка развивается ацетономический криз. Если такие кризы начинают повторяться – это говорит о наличии у ребенка ацетономического синдрома.

Существуют первичный и вторичный ацетономический синдром. При некоторых заболеваниях, таких как сахарный диабет, поражения печени, тиреотоксикоз, опухоли мозга, сотрясения мозга могут наблюдаться ацетономические кризы, которые являются следствием первичных заболеваний.


Первичный ацетономический синдром развивается у детей первого года жизни и может сопровождать их вплоть до двенадцатилетнего возраста, т.е. до периода полового созревания. После 12 лет данный синдром у большинства детей сходит на нет.

Как правило, у детей с первичным ацетономическим синдромом наблюдается нервно-артритический диатез.

Нервно-артритический диатез (НАД) характеризуется генетически обусловленным нарушением обмена веществ, повышенной возбудимостью и быстрой истощаемостью нервной системы, недостаточностью ферментов печени. Дети с НАД могут отличаться раздражительностью, повышенной возбудимостью, нарушением сна. Буквально с первых месяцев жизни заметен малый набор массы тела: такие детки выглядят худощавыми, тонкокостными. Психическое развитие таких детей, наоборот, во многом опережает сверстников: ранняя речь, повышенная любознательность, хорошая память и феноменальные успехи в учебе в дальнейшем. Однако наряду с такими положительными моментами существуют отрицательные: такие детки имеют неустойчивый аппетит, нередко бывают упрямы, проявляют негативизм и подвержены неврозам.

НАД связан с дефектом обмена пуриновых оснований и мочевой кислоты, что проявляется при нарушениях режима и рациона питания (много белковых, мясных продуктов в рационе беременной женщины и ребенка).

Возникновение ацетономических кризов.

У детей с НАД может изменяться активность ферментов печени, вследствие чего нарушается обмен пуринов, происходит усиленное образование мочевой кислоты, накопление пуринов в крови. Нарушаются жировой обмен и усвоение углеводов, возникает склонность к кетоацидозу.

Часто при ацетономическом синдроме возникает угрожающее жизни состояние: ацетономический криз или ацетономическая рвота. Пусковым механизмом такого криза могут служить разные факторы: стресс, переутомление, перевозбуждение, дальняя поездка, погрешности в питании. В крови образуется большое количество кетоновых тел или ацетона. При этом происходит накопление в крови и тканях кетоновых тел, возникает тошнота, а затем рвота.

Ацетономический криз может возникать внезапно, без каких-либо предвестников. Иногда ацетономическому кризу предшествуют отсутствие аппетита, слабость, вялость, головная боль, сонливость, тошнота, запах ацетона изо рта, боль в животе. Все малыши обычно показывают на боль в области пупка.


Что происходит во время ацетономического криза.

У ребенка наблюдается однократная или многократная (неукротимая) рвота сначала непереваренной пищей, затем желчью, затем прозрачной пенистой слизью. Попытки накормить или напоить приводят к повторным приступам рвоты.
Температура тела повышается до 37-39 градусов.
Наличие изо рта запаха ацетона. Наличие ацетона в моче (проверить наличие ацетона в моче и контролировать его понижение/повышение можно в домашних условиях с помощью полосок-тестов на ацетон).
Обезвоживание и интоксикация организма (бледность кожи, наличие на щеках нездорового румянца).
Присутствует вялость ребенка, слабость, сонливость.
Сильные боли в животе.

Действия родителей при ацетономическом кризе.

При первых приступах рвоты ребенку показан голод. Желательно не давать больших количеств воды, так как это может вызвать новые витки рвоты. Необходимо сделать очистительную клизму с прохладной водичкой (при повышенной температуре это поможет немного ее снизить). Нужно попытаться выпоить ребенка для выведения ацетона из организма. Для этого можно взять минеральную воду типа Боржоми, Поляны Квасовой, раствор регидрона, раствор фруктозы (так как фруктоза усваивается легче и быстрее, чем сахар), отвар из сухофруктов. Обязательным условием при наличии ацетона является выпаивание ребенка щелочным питьем (раствор соды: 1 чайная ложка на 250 мл воды), что позволит быстро снизить уровень ацетона в организме.

Поить нужно дробно: по 1 чайной ложке каждые пять минут, чередуя виды питья. При сильной рвоте возможно введение жидкости пипеткой в рот в капельном режиме постоянно.

Температура организма будет повышенной до тех пор, пока не пройдет интоксикация, т.е. пока ацетон не выведется из крови и тканей. Как только ацетон удаётся вывести из организма – температура нормализуется. Верно также и такое утверждение: от высокой температуры может быть приступ ацетономической рвоты, т.е. любая вирусная инфекция с температурой может привести к ацетономической рвоте.

При невозможности щелочного питья (либо как дополнение к питью) нужно делать микроклизмы с теплым раствором соды (1 чайная ложка на 200 мл воды) или использовать содовые свечи. В сутки ребенок должен выпить объем жидкости, равный 120 мл/кг массы тела.

Внимание! При невозможности выпоить или ухудшающемся состоянии ребенка необходимо начать инфузионную терапию. В качестве инфузионных растворов используются раствор глюкозы, раствор натрия хлорида, раствор Рингера, реополиглюкин. Могут также вводиться: но-шпа, церукал, аскорбиновая кислота.

Если состояние ребенка улучшается можно перейти от внутривенного введения растворов на питьё полностью или частично.

Диета первых дней криза.

День первый — только питье. Если нет рвоты, то ребенку можно дать сухарики.
День второй — питье, сухарики, рисовый отвар, яблоко печеное.
День третий — питье, сухарики, жидкая перетёртая рисовая каша, яблоко печеное.
День четвертый — питье, печенье галетное, каша рисовая или суп овощной с чайной ложкой растительного масла.
Далее дается все тоже и еще разрешается: пюре на воде, кефир, каши гречневая, овсяная, пшеничная; рыба, тефтели, суп с фрикадельками и блюда на пару…

Что нужно делать в межприступный период.

Профилактика ацетономического синдрома является одним из наиболее перспективных направлений в решении проблемы снижения заболеваемости. Профилактика проводится в первую очередь у будущих матерей. Во всех случаях необходим тренирующий режим (гимнастика, йога и т.п.), своевременная диагностика и лечение токсикозов и других осложнений беременности. Беременным необходим сбалансированный режим питания, исключающий продукты с аллергенами. Целесообразно ограничить употребление цельного молока, яиц, сладостей, картофеля, мучных изделий, крепких бульонов.

Дети с диатезами нуждаются в длительном грудном вскармливании и введением прикорма как можно позже. Расширять рацион питания младенцев нужно осторожно, лучше всего с ведением пищевого дневника. Обязательно включать в рацион кисло-молочные смеси.

Детей с ацетономическим синдромом нельзя перекармливать, следует ограничить употребление мяса, в первую очередь жирных сортов, колбас, копченостей, жареных котлет, сметаны, сливочного масла, расширять диету и восполнять энергетическую ценность за счет овощей и фруктов, исключая шпинат, щавель, зеленую фасоль.

в 2017-2018 учебном году

Школьный этап

8 класс

Уважаемый участник!

Желаем успеха!

Задание 1. (8 баллов)

ТЕСТ. Выберите один правильный ответ

1. Соединение углерода, играющее основную роль в его природном круговороте:

А) угарный газ; Б) сажа; В) нефть; Г) метан; Д) углекислый газ.

2. Самой чистой водой из перечисленных в списке является:

А) водопроводная; Б) родниковая; В) дождевая;

Г) колодезная; Д) минеральная.

3. Из перечисленных химических и физико-химических процессов выберите такой, для проведения которого не требуется высокая температура:

А) обжиг; Б) прокаливание; В) брожение;

Г) спекание; Д) сплавление.

4. Среди перечисленных металлических материалов, используемых для изготовления призовых медалей, жетонов и монетных знаков, сплавом является

А) золото; Б) серебро; В) бронза; Г) никель; Д) алюминий.

5. Какая из перечисленных операций не используется в химической лаборатории для разделения и очистки веществ?

А) перекристаллизация; Б) переохлаждение; В) перегонка; Г) возгонка; Д) переосаждение.

6. Начав движение с верхней левой клетки и передвигаясь по горизонтали (влево или вправо) или вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось правило по мерам предосторожности при обращении с химическими реактивами. Каждая клетка может использоваться только один раз.

7. Решите кроссворд, заполняя его русскими названиями химических элементов. Ключевым словом является фамилия великого русского ученого, одного из создателей атомно-молекулярного учения.

1) C, 2) O, 3) Al, 4) N, 5) Zn, 6) I, 7) P, 8) H, 9) Pb

Задание 2. (8 баллов)

1) Закончите фразы: (а) Состав индивидуального вещества в отличие от состава смеси __________ и может быть выражен химическ__ __________; (б) __________ в отличие от __________ кипит при постоянной __________.

2) Какая из двух жидкостей – ацетон и молоко – представляет собой индивидуальное вещество, а какая – смесь?

3) Вам надо доказать, что выбранное Вами вещество (одно из двух в п. 2) – смесь. Кратко опишите Ваши действия.

Задание 3. (8 баллов)

Распространённое вещество «Это сложное вещество широко распространено в природе. Встречается по всему земному шару. Не имеет запаха. При атмосферном давлении вещество может находиться только в газообразном и твёрдом состояниях. Многие учёные считают, что это вещество оказывает влияние на повышение температуры нашей планеты. Применяется в различных производствах, в том числе и пищевой промышленности. Используется при тушении пожаров. Однако в химической лаборатории им нельзя тушить горящие металлы, например магний. Напитки, приготовленные с этим веществом, очень любят дети. Но постоянное потребление таких напитков может вызвать раздражение стенок желудка».

1) Определите вещество на основе его описания.

2) Какие названия этого вещества Вам известны?

3) Приведите известные Вам примеры применения и назовите источники образования этого вещества.

Задание 4. (8 баллов)

В процессе дыхания человек потребляет кислород и выдыхает углекислый газ. Содержание этих газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе приведено в таблице.

O 2 (% по объёму)

CO 2 (% по объёму)

Вдыхаемый

Выдыхаемый

Объём вдоха-выдоха – 0,5 л, частота нормального дыхания – 15 вдохов в мин.

1) Сколько литров кислорода потребляет человек за час и сколько выделяет углекислого газа?

2) В классе объёмом 100 м 3 находятся 20 человек. Окна и двери закрыты. Каким будет объёмное содержание CO 2 в воздухе после урока длительностью 45 минут? (Совершенно безопасное содержание – до 0,1 %).

Задание 5 (10 баллов)

В пяти пронумерованных стаканах выданы порошки следующих веществ: медь, оксид меди(II), древесный уголь, красный фосфор и сера .

Ученики исследовали свойства выданных порошкообразных веществ, результаты своих наблюдений представили в таблице.

Номер стакана

Цвет вещества

Изменения, наблюдаемые при нагревании исследуемого порошка на воздухе

плавает на поверхности воды

начинает тлеть

тонет в воде

не изменяется

плавает на поверхности воды

плавится, горит голубоватым пламенем, при горении образуется бесцветный газ с резким запахом

тёмно-красный

4 тонет в воде

горит ярким белым пламенем, при горении образуется густой дым белого цвета

тонет в воде

постепенно чернеет

1) Определите, в каком стакане находится каждое из веществ, выданных для исследования. Ответ обоснуйте.

2) Напишите уравнения реакций, которые протекают с участием выданных веществ при их нагревании на воздухе.

3) Известно, что плотность веществ, находящихся в стаканах № 1 и № 3, больше плотности воды, т. е. эти вещества должны тонуть в воде. Однако порошки этих веществ плавают на поверхности воды. Предложите возможное объяснение этому.

Всероссийская олимпиада школьников по химии

в 2017-2018 учебном году

Школьный этап

9 класс

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим образом:

внимательно прочитайте задание;

если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, его содержание впишите в отведённое поле, запись ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, но не выше указанной максимальной оценки.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться калькулятором, периодической таблицей и таблицей растворимости. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их ответственному по аудитории.

Желаем успеха!

Задание 1. (6 баллов)

В какой частице содержится 11 протонов, 10 электронов и 7 нейтронов? Определите её состав, заряд, относительную молекулярную массу. Напишите формулы двух соединений, в состав которых входит эта частица.

Задание 2. (10 баллов)

Даны следующие вещества: сульфат меди(II), хлорид бария, оксид железа(III), оксид углерода(IV), оксид натрия, серебро, железо, карбонат натрия, вода. Какие из этих веществ будут вступать в реакцию друг с другом непосредственно или в водном растворе при комнатной температуре? Приведите уравнения пяти возможных реакций. Для каждой реакции укажите, к какому типу она относится.

Задание 3. (10 баллов)

Кальциевую стружку массой 4,0 г прокалили на воздухе, а затем бросили в воду. При растворении стружки в воде выделилось 560 мл газа (н. у.), который практически не растворяется в воде.

1) Запишите уравнения реакций.

2) Определите, на сколько граммов возросла масса стружки при прокаливании.

3) Рассчитайте состав прокалённой стружки в массовых процентах.

Напишите уравнения реакций, при помощи которых, используя простые вещества кальций, фосфор и кислород, можно получить фосфат кальция.

Задание 4. (8 баллов)

Для растворения 7,8 г металла требуется 40 мл 20%-ной соляной кислоты (плотность 1,095 г/мл), при этом образуется соль двухвалентного металла. Выделяющейся водород полностью реагирует с 6,4 г оксида трёхвалентного металла. Определите, какие металлы использовались в этих реакциях.

Задание 5. (8 баллов )

В четырех пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия и хлороводородная кислота. Предложите способ распознавания веществ без использования дополнительных реактивов. Напишите уравнения реакций.

Школьный этап

10 класс

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим образом:

внимательно прочитайте задание;

если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, его содержание впишите в отведённое поле, запись ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, но не выше указанной максимальной оценки.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться калькулятором, периодической таблицей и таблицей растворимости. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их ответственному по аудитории.

Желаем успеха!

Задание 1. (10 баллов)

В десяти пронумерованных стаканах выданы порошки следующих веществ: медь, оксид меди(II), древесный уголь, красный фосфор, сера, железо, хлорид натрия, сахар, мел, малахит (оснóвный карбонат меди(II)). Ученики исследовали свойства выданных порошкообразных веществ, результаты своих наблюдений представили в таблице.

Номер стакана

Цвет исследуемого вещества

«Поведение» порошка при помещении его в стакан с водой

Изменения, наблюдаемые при нагревании исследуемого порошка в ложечке с помощью спиртовки

практически не изменяется

тонет в воде, постепенно растворяется

плавится, темнеет, постепенно обугливается

тонет в воде, не растворяется

практически не изменяется

плавится, горит голубоватым пламенем

тонет в воде, не растворяется

постепенно чернеет

тёмно-красный

тонет в воде, не растворяется

горит ярким белым пламенем

тонет в воде, не растворяется

постепенно чернеет

тёмно-серый

тонет в воде, не растворяется

темнеет, частички в пламени раскаляются

частички плавают на поверхности воды, не растворяются

начинает тлеть

тонет в воде, не растворяется

практически не изменяется

1. Определите, в каком по номеру стакане находится каждое из веществ, выданных для исследования. Ответ обоснуйте.

2. Какие из выданных веществ реагируют с соляной кислотой с выделением газа? Составьте соответствующие уравнения реакций.

3. Известно, что плотность веществ, находящихся в стаканах № 4 и № 9, больше плотности воды, т. е. эти вещества должны тонуть в воде. Однако порошки этих веществ плавают на поверхности воды. Предложите возможное объяснение этому факту.

4. Известно, что три выданных вещества проводят электрический ток. Какие это вещества? Раствор какого вещества проводит электрический ток?

Задание 2. (7 баллов)

Составьте все изомеры дихлоралкена состава C 3 H 4 Cl 2

Задание 3. (10 баллов)

Органическое соединение А содержит 39,73 % углерода и 7,28 % водорода по массе. Определите молекулярную формулу вещества А и установите его структурную формулу, если известно, что в его состав входит четвертичный атом углерода, а плотность паров по воздуху равна 5,2. Назовите органическое соединение А по систематической номенклатуре. Предложите способ получения А.

Задание 4 (10 баллов)

Восстановите левую часть уравнений:

…. + …. + …. = Na 2 SO 4 + 2Ag↓ + 2HNO 3

…. = Na 2 S + 3Na 2 SO 4

…. + …. + …. = 3Na 2 SO 4 + 2MnO 2 ↓ + 2KOH

…. + …. = POCl 3 + SOCl 2

…. +…. +…. →2H 2 SO 4

Задание 5. (10 баллов)

Разбирая реактивы в лаборатории, юный химик нашёл неподписанную банку с белым порошком без запаха. Для исследования его свойств, юный химик аккуратно взвесил 10,00 граммов и разделил их ровно на 5 частей, с каждой из частей он провёл следующие опыты:

Номер опыта

Ход эксперимента

Наблюдения

Хорошо растворим в воде. Раствор окрасился в красный цвет

Бурное выделение газа

Аккуратно внёс часть навески в пламя горелки

Пламя горелки окрасилось в фиолетовый цвет

Выпало 3,43 г белого осадка, нерастворимого в кислотах и щелочах

Пробирка нагрелась. Видимых признаков реакции не наблюдалось

1. Определите состав белого порошка. Ответ подтвердите расчётом.

2. Для опытов 2, 4, 5 приведите соответствующее уравнение реакции.

3. Что произойдёт при нагревании белого порошка? Приведите уравнение реакции удара.

Всероссийская олимпиада школьников по химии в 2017-2018 уч. году

Школьный этап

11 класс

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим образом:

внимательно прочитайте задание;

если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, его содержание впишите в отведённое поле, запись ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, но не выше указанной максимальной оценки.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться калькулятором, периодической таблицей и таблицей растворимости. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их ответственному по аудитории.

Желаем успеха!

Задание 1. (10 баллов)

Два элемента, находящиеся в одном и том же периоде и в одной и той же группе периодической системы (в её коротком варианте), образуют друг с другом единственное стабильное бинарное соединение с массовой долей одного из элементов 25,6%. Это соединение хорошо растворимо в воде, а при пропускании в его раствор газообразного аммиака выпадает белый осадок, постепенно темнеющий на воздухе. Назовите элементы, определите формулу вещества и напишите уравнения реакций.

Задание 2. (10 баллов)

Как из природного известняка получить бензойноэтиловый эфир C 6 H 5 COOC 2 H 5 по следующей схеме:

CaCO 3 → CaC 2 →C 2 H 2 → …→ C 6 H 5 C 2 H 5 → C 6 H 5 COOH→ C 6 H 5 COOC 2 H 5

Напишите уравнения реакций, укажите условия протекания реакций.

Задание 3. (10 баллов)

Белое твердое вещество, саморазлагающееся при комнатной температуре или при механическом воздействии, имеет такой элементный состав: ω(N)=45,16%, ω(О)=51,61%, ω(Н)=3,23%. Вещество хорошо растворяется в воде и является слабой двухосновной кислотой.

А. Установите формулу вещества, назовите его, напишите уравнение диссоциации кислоты.

Б. Изобразите структурную формулу кислоты.

В. Запишите уравнения реакций: а) термического разложения данной кислоты, б) взаимодействия её с кислородом воздуха, в) взаимодействия её со щелочью

Задание 4. (8 баллов)

Юный химик Вася решил исследовать некий сплав, доставшийся ему в наследство от бабушки. Для начала Вася попытался растворить сплав в соляной кислоте, однако обнаружил, что при этом никакого растворения не происходит. Тогда он попробовал растворить его в горячей концентрированной азотной кислоте. При этом сплав разрушился, раствор окрасился в голубой цвет, однако на дне остался окрашенный осадок, который не растворялся даже при длительном нагревании в азотной кислоте. Вася отфильтровал осадок и высушил его. Поместив порошок в тигель и нагрев его до плавления, а потом охладив, Вася сразу понял, какое вещество было нерастворимым осадком.

1. Из каких двух металлов состоит сплав, который исследовал Вася?

2. Как растворить осадок, образующийся при нагревании сплава в азотной кислоте? Приведите уравнение реакции.

3. Как выделить второй компонент сплава из голубого раствора полученного после реакции с азотной кислотой? Приведите необходимые уравнения реакций

Задание 5. (10 баллов)

Ученик 8 класса при проведении практической работы «Получение кислорода и изучение его свойств» собрал прибор для получения кислорода способом вытеснения воды. При этом он нарушил одно из требований инструкции – не поместил кусочек ваты в пробирку около газоотводной трубки. При нагревании перманганата калия вода в кристаллизаторе окрасилась в красно-фиолетовый цвет. При собирании кислорода часть окрашенного раствора попала в склянку с газом. В ней ученик сжёг серу. При этом красно-фиолетовая окраска раствора исчезла, и образовался бесцветный раствор. Решив исследовать полученный раствор, ученик прилил в него часть окрашенного раствора из кристаллизатора. И опять окраска изменилась – выпал тёмно-коричневый осадок неизвестного вещества.

1. Запишите уравнение реакции разложения перманганата калия.

2. Какое вещество попало в кристаллизатор с водой?

3. Почему обесцветился раствор при сжигании серы? Запишите уравнение реакции.

4. Назовите вещество, выпавшее в осадок. Запишите уравнение реакции.

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии в 2017-2018 уч. году

Школьный этап

8 класс (макс. 42 балла)

Задание 1. (8 баллов)

Тест 2,5 балла (0,5 балла за каждое задание)

6. Правило – Химические реактивы нельзя пробовать на вкус. - 1 балл

7. Кроссворд 4,5 балла (0,5 балла за каждый элемент)

1 - Углерод, 2- кислород, 3-алюминий, 4 –азот, 5-цинк, 6 – йод, 7- фосфор, 8- водород, 9 – свинец.

Задание 2. (8 баллов)

1) (а) Состав индивидуального вещества в отличие от состава смеси постоянен и может быть выражен химической формулой; (б) индивидуальное вещество в отличие от смеси веществ кипит при постоянной температуре. (4 балла)

2) Ацетон – индивидуальное вещество, молоко – смесь. (2 балла)

3) Поместим капли обеих жидкостей в микроскоп. Молоко под микроскопом будет неоднородно. Это – смесь. Ацетон под микроскопом будет однородным.

Другое возможное решение: ацетон кипит при постоянной температуре. Из молока при кипячении испаряется вода, на поверхности молока образуется плёнка – пенка. Принимаются также другие разумные доказательства. (2 балла)

Задание 3. (8 баллов)

1. Названо вещество – углекислый газ (оксид углерода(IV)) (2 балла ). Возможный ответ – вода – считать неправильным. Вода не раздражает желудок.

2. Сухой лёд, углекислота, угольный ангидрид (3 балла: по 1 баллу за каждый ответ).

3. Углекислый газ применяется в производстве газированных напитков, сахарном производстве, при тушении пожаров как хладагент и пр. Образуется при дыхании животных организмов, брожении, гниении органических остатков, в производстве негашёной извести, сжигании органических веществ (торфа, древесины, природного газа, керосина, бензина и т. д.). (По одному баллу за пример, но не более 3-х баллов).

Задание 4. (8 баллов)

1) За час человек делает 900 вдохов и через лёгкие проходит 450 л воздуха. (1 балл) Потребляется не весь вдыхаемый кислород, а только 21 % – 16,5 % = 4,5 % от объёма воздуха, т. е. примерно 20 л. (1 балл )

Углекислого газа выделяется столько же, сколько израсходовано кислорода, 20 л. (1 балл)

2) За 45 минут (3/4 часа) 1 человек выделяет 15 л CO2. (1 балл)

20 человек выделяют 300 л CO2. (1 балл)

Изначально в воздухе содержалось 0,03% от 100 м3, 30 л CO2, (1 балл)

после урока стало 330 л. Содержание CO2: 330 л / (100 000 л) · 100% = 0.33 % (2 балла ) Это содержание превышает безопасный порог, поэтому класс необходимо проветривать.

Примечание. Расчёт во втором вопросе использует ответ на первый вопрос. Если в первом вопросе получено неправильное число, но потом с ним выполнены верные действия во втором пункте, за этот пункт ставится максимальный балл, несмотря на неверный ответ.

Задание 5. (10 баллов)

1) В стакане № 1 находится порошок угля. Чёрный цвет, тлеет на воздухе при нагревании.

№ 2 – оксид меди(II); имеет чёрный цвет, при нагревании не изменяется.

№ 3 – сера; жёлтый цвет, характерное горение с образованием сернистого газа.

№ 4 – красный фосфор; тёмно-красный цвет, характерное горение с образованием оксида фосфора(V).

№ 5 – медь; красный цвет; появление чёрной окраски при нагревании за счёт образования оксида меди(II).

(По 0,5 балла за каждое верное определение и ещё по 0,5 балла за разумное обоснование Всего - 5 баллов)

2) C + O2 = CO 2 S + O2 = SO 2 4P + 5O 2 = 2P 2 O 5 2Cu + O 2 = 2CuO (По 1 баллу за каждое уравнение Всего – 4 балла)

3) В стаканах № 1 и № 3 находятся соответственно порошки древесного угля и серы. Частички древесного угля пронизаны капиллярами, заполненными воздухом, таким образом, их средняя плотность оказывается меньше 1 г/мл. К тому же поверхность угля, как и поверхность серы, не смачивается водой, т. е. является гидрофобной. Мелкие частички этих веществ удерживаются на поверхности воды силой поверхностного натяжения. (1 балл)

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии в 2017-2018 уч. году

Школьный этап

9 класс (макс. 42 балла)

Задание 1. (6 баллов)

1. Протонов на 1 больше, чем электронов. Следовательно, частица имеет заряд +1. Нейтронов – меньше, чем протонов, следовательно, в состав частицы входят атомы водорода, в которых нейтронов нет вовсе. 11 – 7 = 4 – это минимальное число атомов H. Без водородов останется 7 протонов и 7 нейтронов – это атом азота-14: 14N. Состав частицы: 14NH4 + – ион аммония (2 балла )

Заряд: 11 – 10 = +1 (1 балл)

Относительная молекулярная масса: 11 + 7 = 18 или 14 + 4 = 18 (1 балл)

Формулы: NH4Cl, (NH4)2CO3 или другие соли аммония (2 балла)

Задание 2 (10 баллов)

Возможные реакции:

Na 2 O + H 2 O = 2NaOH соединения

Na 2 O + CO 2 = Na 2 CO 3 соединения

BaCl 2 + CuSO 4 = BaSO 4 + CuCl 2 обмена

2CuSO 4 + 2Na 2 CO 3 + H 2 O = Cu 2 (OH) 2 CO 3 + CO 2 + 2Na 2 SO 4 обмена

Fe + CuSO 4 = Cu + FeSO 4 замещения

Na 2 CO 3 + CO 2 + H 2 O = 2NaHCO 3 соединения

Na 2 O + H 2 O + CuSO 4 = Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4 соединения и обмена

2NaOH + CO 2 = Na 2 CO 3 + H 2 O обмена

BaCl 2 + Na 2 CO 3 = BaCO 3 + 2NaCl обмена

За каждое из пяти уравнений – по 2 балла (1 балл за вещества, 0,5 балла за коэффициенты, 0,5 балла за тип реакции).

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Задание 3 (10 баллов)

При прокаливании кальциевой стружки происходит реакция: 2Ca + O 2 = 2CaO (Условие о том, что газ практически не растворяется в воде, исключает реакцию кальция с азотом, которая может привести к нитриду кальция, гидролизующемуся с образованием NH 3 .) Так как кальций плавится при высокой температуре, а продукт реакции также тугоплавкий, окисление металла вначале происходит лишь с поверхности. Прокалённая стружка представляет собой металл, снаружи покрытый слоем оксида. При помещении в воду и металл, и оксид реагируют с ней: CaO + H 2 O = Ca(OH) 2 ; Ca + 2H 2 O = Ca(OH) 2 + H 2 .

2) Количество вещества металла, не вступившего в реакцию с кислородом, равно количеству вещества выделившегося газа (водорода): n(Ca) = n(H 2) = 0,56/22,4 = 0,025 моль. Всего в исходной стружке n(Ca) = 4/40 = 0,1 моль. Таким образом, в реакцию с кислородом вступило 0,1 – 0,025 = 0,075 моль кальция, что составляет m(Ca) = 0,075 *40 = 3 г. Увеличение массы стружки связано с присоединением кислорода. Масса кислорода, вступившего в реакцию с кальцием, равна m(O 2) = 32*0,0375 = 1,2 г. Итак, масса стружки после прокаливания возросла на 1,2 г.

3. Прокалённая стружка состоит из кальция (0,025 моль) массой 1 г и оксида кальция (0,075 моль) массой 4,2 г. Состав в массовых процентах: Ca – 19,2%; CaO – 80,8%. Система оценивания:

1. За каждое уравнение реакции по 1 баллу - 3 балла

2. За расчёт количества вещества водорода - 1 балл

За правильный ответ - 3 балла

3. За правильный ответ - 3 балла

Задание 4 (8 баллов)

1) Определяем количество вещества водорода

m (HCl) = w · ρ · v = 0,2 · 1,095 · 40 = 8,76 г

ν (HCl) = m в-ва/ М в-ва = 8,76/36,5 = 0,24 моль (2 балла)

2) Ме + 2HCl = МеCl 2 + H2

а) ν(Ме) = ν(H 2) = 0,5ν (HCl) = 0,5 · 0,24 = 0,12 моль

б) М (Ме) = m в-ва/ ν = 7,8 / 0,12 = 65г/моль (2 балла)

Металл – цинк (1 балл)

3) Ме 2 О 3 + 3 H 2 = 2Ме + H 2 О

а) ν(Ме 2 О 3) = 1/3ν(H 2) = 0,12/3 = 0,04 моль

б) М (Ме 2 О 3) = m в-ва/ ν = 6,4 / 0,04 = 160г/моль

160 = 2Аме + 3 · 16 Аме = 56 (2 балла)

Металл – железо (1 балл)

Задание 5 (8 баллов)

Составлена таблица мысленного эксперимента

выпадает осадок белого цвета

выпадает осадок белого цвета

без изменений

выпадает осадок белого цвета

Без изменений

выделяется газ без цвета и запаха

выпадает осадок белого цвета

Без изменений

Без изменений

Без изменений

Выделяется газ без цвета и запаха

Без изменений

Приведены уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:

    BaCl 2 + Na 2 CO 3 → BaCO 3 ↓ + 2NaCl;

    Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O

    BaCl 2 + K 2 SO 4 = BaSO 4 ↓ + 2KCl;

Указания по оцениванию

За составление таблицы – 1 балл

За таблицу мысленного эксперимента - 4 балла

За каждое правильно составленное молекулярное уравнение по 1 балла (3 уравнения) – 3 балла

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии в 2017-2018 уч. году

Школьный этап

10 класс (макс. 47 баллов)

Задание 1. (10 баллов)

1. В стакане № 1 находится хлорид натрия. Белый цвет, растворяется в воде, практически не изменяется на воздухе при нагревании.

№ 2 – сахар; белый цвет, растворяется в воде, плавится и постепенно обугливается при нагревании.

№ 3 – мел; белый цвет, не растворяется в воде.

№ 4 – сера; жёлтый цвет, характерное горение.

№ 5 – медь; красный цвет; появление чёрной окраски при нагревании на воздухе за счёт образования оксида меди(II).

№ 6 – красный фосфор; тёмно-красный цвет; характерное горение.

№ 7 – малахит; зелёный цвет; появление чёрной окраски при термическом разложении за счёт образования оксида меди(II).

№ 8 – железо; тёмно-серый цвет; потемнение при нагревании.

№ 9 – древесный уголь; чёрный цвет; тлеет при нагревании на воздухе.

№ 10 – оксид меди(II); чёрный цвет; отсутствие изменений при нагревании.

По 0,5 балла за каждое верное определение и разумное обоснование. Максимум – 5 баллов.

2. Газообразные вещества выделяются при взаимодействии соляной кислоты с мелом, малахитом и железом:

CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + CO 2 + H 2 O

(CuOH) 2 CO 3 + 4HCl = 2CuCl 2 + CO 2 + 3H 2 O

Fe + 2HCl = FeCl 2 + H 2

3 балла - по 1 баллу за каждое уравнение

3. В стаканах № 4 и № 9 находятся соответственно порошки серы и древесного угля. Частички древесного угля пронизаны капиллярами, заполненными воздухом, таким образом, их средняя плотность оказывается меньше 1 г/мл. К тому же, поверхность угля, как и поверхность серы, не смачивается водой, т. е. является гидрофобной. Мелкие частички этих веществ удерживаются на поверхности воды силой поверхностного натяжения. 1 балл

4. Электрический ток проводят медь, железо и уголь. Раствор хлорида натрия проводит электрический ток, т. к. NaCl – электролит. 1 балл

Задание 2. (7 баллов)

    Транс-1,2-дихлорпропен

    Цис-1,2-дихлорпропен

    1,1- дихлорпропен

    2,3 – дихлорпропен

    Транс-1,3-дихлорпропен

    Цис-1,3-дихлорпропен

    3,3-дихлорпропен

7 баллов: по 0,5 балла за каждую структуру, по 0,5 балла за каждое название.

Задание 3. (10 баллов)

1) Т.к. сумма массовых долей не равна 100 %, следовательно, в молекуле ещё есть какой-то остаток, содержание которого равно:

100 – 39,73 – 7,28 = 52,99 %.

Молярная масса вещества: M(A) = D возд *M возд = 5,2 * 29 = 151 г/моль.

Число атомов водорода в молекуле A: 151 * 0,0728/1 = 11.

Число атомов углерода в молекуле A: 151 * 0,3973/12 = 5.

Молярная масса остатка равна 151 × 0,5299 = 80 г/моль, что соответствует одному атому брома, следовательно, молекулярная формула вещества А – C 5 H 11 Br.

2) В состав А входит четвертичный атом углерода, поэтому А имеет следующую структуру:

CH 3 - C - CH 2 Br 1-бром-2,2-диметилпропан

3) Способ получения А :

CH 3 -С (CH 3) 2 -CH 3 + Br 2 = CH 3 -С (CH 3) 2 –CH 2 Br + HBr

Система оценивания:

1) Определение количества атомов углерода 1 балл

Определение количества атомов водорода 1 балл

Определение брома 2 балла

Молекулярная формула 1 балл

2) Структура 2 балла

Название 1 балл

3) Уравнение реакции получения 2 балла .

Задание 4. (10 баллов)

Na 2 SO 3 + H 2 O + 2AgNO 3 = Na 2 SO 4 + 2Ag↓ + 2HNO 3

4Na 2 SO 3 = Na 2 S + 3Na 2 SO 4

3Na 2 SO 3 + H 2 O + 2KMnO 4 = 3Na 2 SO 4 + 2MnO 2 ↓ + 2KOH

SO 2 + PCl 5 = POCl 3 + SOCl 2

2SO 2 + 2H 2 O + O2 = 2H 2 SO 4

За каждое уравнение – по 2 балла

Задание 5. (10 баллов)

1. Окрашивание пламени горелки в фиолетовый цвет говорит о том, что искомый порошок – соль калия. Выпадение белого осадка с избытком хлорида бария – качественная реакция на сульфат-ион. Но сульфат калия (K 2 SO 4) имеет нейтральную среду (соль образована сильным основанием и сильной кислотой), а согласно опыту № 1 лакмус окрашивает раствор соли в красный цвет, что говорит о кислой реакции. Следовательно, искомая соль – гидросульфат калия, KHSO 4 . Проверим это расчётом: KHSO 4 + BaCl 2 → BaSO 4 ↓ + HCl + KCl

т. к. исходную навеску в 10,00 г юный химик разделил на пять равных частей, значит в реакцию вступило 2,00 г соли:

n(KHSO 4) = n(BaSO 4) = 2г/ 136г/моль =0,0147моль;

m (BaSO 4) = 0,0147моль *233г/моль =3,43г.

Полученная масса сульфата бария совпадает с результатами эксперимента, следовательно белый порошок – действительно KHSO 4 .

2. Уравнения реакций:

2KHSO 4 + K 2 CO 3 → 2K 2 SO 4 + CO 2 + H 2 O

KHSO 4 + BaCl 2 → BaSO 4 ↓ + HCl + KCl

KHSO 4 + KOH → K 2 SO 4 + H 2 O

3. Уравнение реакции разложения: 2KHSO 4 = K 2 S 2 O 7 + H 2 O

Система оценивания :

1) Вывод о присутствии ионов калия - 1 балл

Вывод о присутствии сульфат-ионов - 1 балл

Расчёт - 2 балла

Формула соли - 1 балл

2) 3 уравнения по 1 баллу - 3 балла

3) Уравнение реакции разложения - 2 балла

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии в 2017-2018 уч. году

Школьный этап

11 класс (макс. 48 баллов)

Задание 1. (10 баллов)

Поскольку элементы находятся в одном и том же периоде и в одной и той же группе периодической системы, один из них находится в главной подгруппе, а другой – в побочной, т. е. является d-металлом. Судя по растворимости в воде, вещество является галогенидом, а значит, металл находится в побочной подгруппе седьмой группы периодической системы. Судя по свойствам, это марганец, и вещество представляет собой MnBr 2 .

Действительно, массовая доля марганца в нем равна 55: 215 ≈ 0,256 = 25,6%. Элементы – Mn и Br, вещество – MnBr 2 (6 баллов: по 2 балла за каждый элемент, 2 балла за вещество).

Уравнения реакций:

MnBr 2 + 2NH 3 + 2H 2 O = Mn(OH) 2 ↓ + 2NH 4 Br;

2Mn(OH) 2 + O 2 = 2MnO 2 ↓ + 2H 2 O (4 балла: по 2 балла за уравнение).

Задание 2. (10 баллов)

CaCO 3 + 4C = CaC 2 + 3CO (прокаливание);

CaC 2 + 2H 2 O = Ca(OH) 2 + C 2 H 2 ;

3C 2 H 2 = C 6 H 6 (нагревание, катализатор – уголь);

C 2 H 2 + 2H 2 = C 2 H 6 (при нагревании, катализатор – платина);

С 2 H 6 + Cl 2 = C 2 H 5 Cl (при освещении);

С 6 H 6 + C 2 H 5 Cl = C 6 H 5 C 2 H 5 + HCl (катализатор – хлорид алюминия);

C 6 H 5 C 2 H 5 + 2K 2 Cr 2 O 7 + 8H 2 SO 4 = C 6 H 5 COOH + CO 2 + 2K 2 SO 4 + 2Cr 2 (SO 4) 3 + 10H 2 O; C 2 H 5 Cl + NaOH = C 2 H 5 OH + NaCl;

C 6 H 5 COOH + C 2 H 5 OH = C 6 H 5 COOC 2 H 5 + H 2 O (при нагревании, катализатор – H 2 SO 4). Схема оценивания:

за правильный переход от известняка к ацетилену – 3 балла;

за получение бензола из ацетилена – 1 балл;

за получение бензойной кислоты из бензола – 2 балла;

за получение эфира тем или иным способом из бензойной кислоты – 4 балла .

Задание 3. (10 баллов)

А. Установление формулы вещества.

Обозначим формулу H х N y O z - x:y:z = 3,23/1: 45,16/14: 51,61/16 = 1: 1: 1;

простейшая формула HNO, но по условию это двухосновная кислота, поэтому логично предположить, что её формула H 2 N 2 O 2 - азотноватистая кислота. Уравнение диссоциации H 2 N 2 O 2 ↔ H + + HN 2 O 2 - ↔ 2H + + N 2 O 2 -2 (5 баллов)

Б. Структурная формула H-O- N =N – O-H (2 балла)

В. Разложение: H 2 N 2 O 2 → H 2 O + N 2 O

Окисление кислородом воздуха: 2H 2 N 2 O 2 + 3O 2 (возд.) = 2HNO 2 + 2HNO 3 Нейтрализация щелочью: H 2 N 2 O 2 + 2NaOH = Na 2 N 2 O 2 + 2 H 2 O (3 балла)

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Задание 4. (8 баллов)

1. Медь (по цвету раствора) и золото (нерастворимость в азотной кислоте и характерный вид компактного металла) (4 балла: по 2 балла за элемент)

2. Растворение в царской водке (1 балл)

Уравнение реакции:

Au + HNO 3 (конц.) + 4HCl(конц.) = H + NO + 2H 2 O (2 балла) (Подходят также варианты с соляной кислотой и хлором, селеновой кислотой, смесью азотной и плавиковой кислот и т.д. – оценивать полным баллом.)

3. Любой разумный метод, например: Fe + Cu(NO 3) 2 = Cu + Fe(NO 3) 2 (1 балл).

Задание 5 . (10 баллов)

1. 2KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 (2 балла)

2. В кристаллизатор с током кислорода попали частицы перманганата калия (1 балл) 3. S + O 2 = SO 2 (1 балл )

2KMnO 4 + 5 SO 2 + 2H 2 O = K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 2H 2 SO 4 (2 балла )

4. Осадок – диоксид марганца MnO 2 (2 балла)

2KMnO 4 + 3MnSO 4 + 2H 2 O = 5MnO 2 ↓ + K 2 SO 4 + 2H 2 SO 4 (2 балла )

  1. Закончите фразы:
    • (а) Состав индивидуального вещества в отличие от состава смеси __________ и может быть выражен химическ__ __________;
    • (б) __________ в отличие от __________ кипит при постоянной __________.
  2. Какая из двух жидкостей – ацетон и молоко – представляет собой индивидуальное вещество, а какая – смесь?
  3. Вам надо доказать, что выбранное Вами вещество (одно из двух в п. 2) – смесь. Кратко опишите Ваши действия.

Решение

  • (а) Состав индивидуального вещества в отличие от состава смеси постоянен и может быть выражен химической формулой; (б) индивидуальное вещество в отличие от смеси веществ кипит при постоянной температуре.
  • Ацетон – индивидуальное вещество, молоко – смесь.
  • Поместим капли обеих жидкостей в микроскоп. Молоко под микроскопом будет неоднородно. Это – смесь. Ацетон под микроскопом будет однородным.

Другое возможное решение : ацетон кипит при постоянной температуре. Из молока при кипячении испаряется вода, на поверхности молока образуется плёнка – пенка. Принимаются также другие разумные доказательства.

Система оценивания:

Задача 2. «Распространённое вещество»

«Это сложное вещество широко распространено в природе. Встречается по всему земному шару. Не имеет запаха. При атмосферном давлении вещество может находиться только в газообразном и твёрдом состояниях. Многие учёные считают, что это вещество оказывает влияние на повышение температуры нашей планеты. Применяется в различных производствах, в том числе и пищевой промышленности. Используется при тушении пожаров. Однако в химической лаборатории им нельзя тушить горящие металлы, например магний. Напитки, приготовленные с этим веществом, очень любят дети. Но постоянное потребление таких напитков может вызвать раздражение стенок желудка».

  1. Определите вещество на основе его описания.
  2. Какие названия этого вещества Вам известны?
  3. Приведите известные Вам примеры применения и назовите источники образования этого вещества.

Решение и критерии оценивания

  1. Названо вещество – углекислый газ (оксид углерода (IV) ) (4 балла). Возможный ответ – вода – считать неправильным. Вода не раздражает желудок.
  2. Сухой лёд, углекислота, угольный ангидрид (по 1 баллу за каждый ответ).
  3. Углекислый газ применяется в производстве газированных напитков, сахарном производстве, при тушении пожаров как хладагент и пр. Образуется при дыхании животных организмов, брожении, гниении органических остатков, в производстве негашёной извести, сжигании органических веществ (торфа, древесины, природного газа, керосина, бензина и т. д.) (По одному баллу за пример, но не более 3-х баллов). Всего – 10 баллов.

Задача 3. «Атомные доли»

Состав химических соединений часто характеризуют с помощью атомных долей. Так, молекула углекислого газа CO 2 состоит из одного атома C и двух атомов O, всего в молекуле три атома. Тогда атомная доля C равна 1/3, атомная доля O – 2/3.

Приведите по одному примеру веществ, в которых атомные доли составляющих их элементов равны:

  1. 1/2 и 1/2;
  2. 2/5 и 3/5;
  3. 1/3, 1/3 и 1/3;
  4. 1/6, 1/6 и 2/3;

Решение

  1. Два элемента, число атомов в молекуле (формульной единице) одинаково: HCl, HgO, CO.
  2. Два элемента, атомов одного из них в молекуле (формульной единице) – 2, другого – 3: Al 2 O 3 , Fe 2 O 3 .
  3. Три элемента, всех атомов поровну: KOH, NaOH.
  4. Три элемента: атомов двух из них в молекуле (формульной единице) поровну, а третьего элемента в 4 раза больше: KMnO 4 , CuSO 4 .
  5. Любое простое вещество.

По 2 балла за каждый пункт.

Всего – 10 баллов.

Задача 4. «Вдох-выдох»

В процессе дыхания человек потребляет кислород и выдыхает углекислый газ. Содержание этих газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе приведено в таблице.

Воздух O 2 (% по объёму) CO 2 (% по объёму)
Вдыхаемый 21 % 0,03 %
Выдыхаемый 16,5 % 4,5 %

Объём вдоха-выдоха – 0,5 л, частота нормального дыхания – 15 вдохов в мин.

  1. Сколько литров кислорода потребляет человек за час и сколько выделяет углекислого газа?
  2. В классе объёмом 100 м3 находятся 20 человек. Окна и двери закрыты. Каким будет объёмное содержание CO2 в воздухе после урока длительностью 45 минут? (Совершенно безопасное содержание – до 0,1 %).

Решение и критерии оценивания

Примечание . Расчёт во втором вопросе использует ответ на первый вопрос. Если в первом вопросе получено неправильное число, но потом с ним выполнены верные действия во втором пункте, за этот пункт ставится максимальный балл, несмотря на неверный ответ.

Всего – 10 баллов.

Задача 5. «Соединения урана»

Где больше урана – в 1,2 г хлорида урана(IV) или 1,0 г оксида урана(VI)?

  1. Запишите формулы этих соединений.
  2. Ответ обоснуйте и подтвердите расчётом.
  3. Запишите уравнения реакций получения этих веществ из урана.

Решение

  1. UCl 4 , UO 3 .
  2. UCl 4 ω(U) = 62,6 %, значит в 1,2 г этого вещества содержится 0,75 г урана UO 3 ω(U) = 83,2 %, значит в 1,0 г этого вещества содержится 0,83 г урана. Больше урана содержится в 1,0 г оксида урана(VI) .
  3. U+ 2Cl 2 = UCl 4 ; 2U + 3O 2 = 2UO 3

Система оценивания:

Всего – 10 баллов.

Задача 6. «Пять порошков»

В пяти пронумерованных стаканах выданы порошки следующих веществ: медь, оксид меди(II), древесный уголь, красный фосфор и сера. Цвет веществ, находящихся в стаканах, указан на рисунке 6.1 .

Ученики исследовали свойства выданных порошкообразных веществ, результаты своих наблюдений представили в таблице.

Номер стакана «Поведение» порошка при помещении его в стакан с водой Изменения, наблюдаемые при нагревании исследуемого порошка на воздухе
1 плавает на поверхности воды начинает тлеть
2 тонет в воде не изменяется
3 плавает на поверхности воды плавится, горит голубоватым пламенем, при горении образуется бесцветный газ с резким запахом
4 тонет в воде горит ярким белым пламенем, при горении образуется густой дым белого цвета
5 тонет в воде постепенно чернеет
  1. Определите, в каком стакане находится каждое из веществ, выданных для исследования. Ответ обоснуйте.
  2. Напишите уравнения реакций, которые протекают с участием выданных веществ при их нагревании на воздухе.
  3. Известно, что плотность веществ, находящихся в стаканах № 1 и № 3, больше плотности воды, т. е. эти вещества должны тонуть в воде. Однако порошки этих веществ плавают на поверхности воды. Предложите возможное объяснение этому факту.

Решение и критерии оценивания

1) В стакане

№ 1 находится порошок угля . Чёрный цвет, тлеет на воздухе при нагревании.

№ 2 – оксид меди (II) ; имеет чёрный цвет, при нагревании не изменяется.

№ 3 – сера ; жёлтый цвет, характерное горение с образованием сернистого газа.

№ 4 – красный фосфор ; тёмно-красный цвет, характерное горение с образованием оксида фосфора(V).

№ 5 – медь ; красный цвет; появление чёрной окраски при нагревании за счёт образования оксида меди(II).

По 0,5 балла за каждое верное определение и ещё по 0,5 балла за разумное обоснование. Всего - 5 баллов

2) Уравнения реакций, которые протекают с участием выданных веществ при их нагревании на воздухе:

  • C + O 2 = CO 2
  • S + O 2 = SO 2
  • 4P + 5O 2 = 2P 2 O 5
  • 2Cu + O 2 = 2CuO

По 1 баллу за каждое уравнение. Всего – 4 балла

3) В стаканах № 1 и № 3 находятся соответственно порошки древесного угля и серы. Частички древесного угля пронизаны капиллярами, заполненными воздухом, таким образом, их средняя плотность оказывается меньше 1 г/мл.

К тому же поверхность угля, как и поверхность серы, не смачивается водой, т. е. является гидрофобной. Мелкие частички этих веществ удерживаются на поверхности воды силой поверхностного натяжения.

1 балл Всего – 10 баллов

В итоговую оценку из 6-и задач засчитываются 5 решений, за которые участник
набрал наибольшие баллы, то есть одна из задач с наименьшим баллом не
учитывается .