Главная · Кашель · Учебно-методический материал на тему: Разные, но равные (Инклюзия в образовании). «Все мы разные, но все мы равные

Учебно-методический материал на тему: Разные, но равные (Инклюзия в образовании). «Все мы разные, но все мы равные

Доклад учителя-дефектолога МБДОУ «Детский сад №118»

Светушкиной Ю.А. «Разные, но равные»

Нет ничего особенного в том, что в этот мир рождается ребенок. И даже если он рождается другим, или другим совсем? Почти всегда говорят, что перспектив нет, что обычная жизнь не для этого ребенка. К сожалению, прежде всего по вине нашего общества, часто у родителей особых детей возникает бремя вины, они думают, что надо скрыть своего ребенка от общества. Как объяснить родителям, что ребенка не нужно прятать в четырех стенах, что для развития ребенка очень важно взаимодействовать с другими, быть в обществе?

– Все дети хотят учиться. Все дети хотят развиваться. Все дети хотят чувствовать, воспринимать, думать и вспоминать. Выготский отмечает, что развитие происходит по общим законам. Закон онтогенеза действует на всех детей, поэтому такой концепт подходит и для обычных детей, и для детей особенных. Становление новых психических систем подчиняется общим психическим законам для всех детей. И ребенок не сможет жить без образования новых функциональных систем.

Можно сказать что каждый ребенок индивидуален! И внутри одного нарушений нет двух одинаковых детей. Поэтому и работа с этими детьми должна строиться от личности каждого ребенка в отдельность, а не от клиники диагноза в целом.

Сегодня в России только начинается путь по внедрению инклюзивного образования, и, конечно, препятствий будет много. Ожидается и негативная реакция родителей, и неумение обычных учеников принимать особых детей, и ошибки педагогов, недостаточно обученных, а главное – пока мы будем проходить этот путь, те самые дети, для которых устроена инклюзия, будут страдать.

В рамках дошкольного образования уже есть примеры внедрения инклюзии. Школа должна быть готова к тому что дети с особенностями в развитии, посещающие массовую или коррекционную группу могут прийти в массовую школу.

У нас нет специальных программ для преподавателей, которые могли бы с новыми знаниями включиться в процесс инклюзии, – материалов, методических книг для преподавателей и так далее. Пока всё, что у нас есть – это желание.

Отметим принципы инклюзивного образования:

· Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

· Каждый человек способен чувствовать и думать;

· Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

· Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

· Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

При обучении детей с особенностями в развитии необходим нестандартный подход:

· Учет их особого темпа работы и трудности в организации внимания;

· Устройство школьной жизни с тщательно продуманным функциональным пространством класса, рабочего места;

· Устойчивый порядок занятий.

Центральное место в работе любых специалистов с детьми с ОВЗ должно занимать привлечение внимания ребенка. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, менять интонацию и использовать приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.). Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов. Необходимо активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Ребенок должен слушать, смотреть, проговаривать и т.д. Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания.

Теоретическим концептом для работы с детьми является теория становления функциональных систем мозга. В ее основе лежит теория Льва Семеновича Выготского об этапах психического развития от младенца до подростка. Выготский говорит, что человек является единством чувства, восприятия, мышления и воспоминания. Именно эти четыре ступени психического развития должны учитываться при ведении инклюзивного занятия.

Первая ступень – почувствовать, на вторую ступень нужно поставить – восприятие, третья ступень - символизации, четвертая - абстракция, Наша цель заключается в том, чтобы все дети, которые находятся на уроке, могли почувствовать, воспринять, подумать и вспомнить о предмете урока. То есть пройти все четыре ступени психического развития, о которых мы говорили. Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обуче­ния решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

В своей работе мы используем ряд приемов, заданий, д/и, которые могут быть использованы учителями, логопедами, психологами и дефектологами. Это определение изменений в ряду предметов, нахождение «выпавшей», «лишней» картинки; нахождение недостающей детали, запоминание 5- 7 предметов, нахождение сходств и отличий между предметами.

Предлагаю ряд игровых упражнений, которые могут использоваться в работе по развитию восприятия, памяти, мышления детей.

Восприятие : Д/и «Узнай, кто нарисован». «Составь целое из частей». «Чудесный мешочек». «Скажи, что ты слышишь ».

А так же: «Лабиринты» «Парные изображения», «Читаем по губам», «Рисование по клеточкам», «Зеркало».

Память: «Запомни и положи», «Что пропало?», «Чем отличаются?», «Повтори за мой действия».

Мышление: «Чего не хватает у предмета?», «Разложи предметы», «Будь внимательным», «Чем похожи и чем отличаются?», «Подбери пару к слову», «Разложи картинки по группам», «Закрой лишнюю картинку», «Нарисуй и зачеркни», «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак», «Как это можно использовать?», «Смысловые ряды».

Для каждого ребенка на любой стадии психического развития важно уметь показывать, что он хочет, что ему нравится.

Мы должны им предложить такие занятия, в рамках которых всё это возможно.

В заключении своего выступления хотелось бы сказать: только работая вместе мы сможем добиться положительных результатов в нашей работе. Особенные дети становятся не особенными для общества, привычными и нормальными для восприятия и тогда мир становится другим.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Разные, но равные Учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 118»: Светушкина Ю. А.

Все дети хотят учиться. Все дети хотят развиваться. Все дети хотят чувствовать, воспринимать, думать и вспоминать.

Каждый ребенок индивидуален Внутри одного нарушений нет двух одинаковых детей. Работа с этими детьми должна строиться от личности каждого ребенка в отдельность, а не от клиники диагноза в целом.

Что лучше для ребенка с ОВЗ? Общеобразовательная Индивидуальное школа обучение Надомное обучение Специальный класс

Принципы инклюзивного образования Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; Каждый человек способен чувствовать и думать; Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

При обучении детей с особенностями в развитии необходим нестандартный подход: Учет их особого темпа работы и трудности в организации внимания; Устройство школьной жизни с тщательно продуманным функциональным пространством класса, рабочего места; Устойчивый порядок занятий.

На что обратить внимание в работе любых специалистов с детьми с ОВЗ Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, менять интонацию и использовать приемы неожиданности. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов. Необходимо активизировать работу всех анализаторов. Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания.

Четыре ступени психического развития Чувство Восприятие Мышление Абстракция

Восприятие:

Мышление:

Наиболее перспективной формой школьного обучения ребенка c ОВЗ-постепенная, индивидуально дозированная нагрузка, включающая и специально поддерживаемую интеграцию в группу или класс детей.

Спасибо за внимание!


На прошлой неделе в республике завершилась неделя инклюзивного образования. На семинаре для журналистов корреспондент «НУ_онлайн» Гаврил Семенов попытался разобраться, где можно использовать слово «инвалид», а где нельзя, и выяснил, почему люди с инвалидностью не любят особого отношения к себе.

Благотворительный фонд «Харысхал» в рамках Недели инклюзивного образования проводил мероприятия для привлечения внимания общества к проблемам детей с инвалидностью. Последним из них стал семинар для журналистов. В намеченный день актовый зал оказался заполнен полностью: на семинар в офис благотворительного фонда «Харысхал» собралось около двух десятков представителей пишущей братии.

«Тема инвалидности стала модной»

«Мы пригласили вас не для освещения этого мероприятия, а для того, чтобы дать советы, как нужно работать, – задала тон начинавшемуся мастер-классу пресс-секретарь фонда Екатерина Абдулаева. По первым словам можно было понять, что в фонде сложившейся манерой освещения в СМИ проблематики инвалидов были определенно не довольны. – В последние годы тема инвалидности стала «модной». Если ранее, лет десять назад, рассказывать про людей с инвалидностью было табу, то сейчас у аудитории и СМИ появился интерес. Но проблему показывают совсем не с той стороны, с которой нужно».

Речь продолжил руководитель общественной организации «Движение без барьеров» Афанасий Лаптев: «В России мало кто понимает значение понятия «инвалидность». Семьдесят лет наше общество жило в тоталитарном государстве. Проблемы людей с инвалидностью тщательно скрывались от посторонних глаз. Такие люди автоматически считались неполноценными». Афанасий Лаптев объяснил, что из-за неправильно построенной политики общество стало думать об инвалидах как об отщепенцах. «Возникли стереотипы, что люди с инвалидностью автоматически являются немощными и несчастными», – сказал он и обратился к аудитории с просьбой назвать возникающие ассоциации при слове «инвалид».

Довольно робко начавшая семинар коллегия журналистов начала называть вполне даже позитивные определения. «Мужественный, героический!», – воскликнула сидящая в первом ряду дама. «Бросьте, – парировал руководитель организации «Движение без барьеров». – Я – человек в инвалидной коляске, и вы говорите это, наверное, потому что сейчас вы сидите напротив меня. Попробуйте придумать более реалистичную ассоциацию». Спустя секунды молчания журналисты подобрали иные слова: «больной», «одинокий». «Малообеспеченный, – уверенно высказался главный редактор газеты «Эхо столицы» Александр Прокопьев. – Именно такая ассоциация возникает у многих».

Афанасий Лаптев, воспользовавшись моментом, предложил собравшимся поиграть в игру в стереотипы. Всем участникам семинара на лоб в случайном порядке прикрепляются наклейки с социальным статусом. Они могли быть разные: пенсионер, безработный, успешный предприниматель, депутат. Затем участники должны были «заселиться вместе», сгруппироваться друг с другом по три-четыре человека в зависимости от своей социальной принадлежности. Суть в том, что каждый видит статусы других, но не знает свой и не имеет права сообщать их статусы остальным.

В результате депутаты, предприниматели, госслужащие умудрились каким-то образом найти друг друга и соединились в группы. Любопытно, что одна оставшаяся группа оказалась составлена из безработного, пенсионера и «калеки».

Без жалости

«Игра наглядно показала, какое отношение у общества к людям с инвалидностью. Они считаются заведомо ущербными, – сказал Афанасий Лаптев. – Средства массовой информации, если пишут обо мне, всегда в первую очередь делают акцент на том, что я инвалид. Пишут, что, мол, Афанасий, несмотря на отсутствие ног, приехал на совещание. Не надо жалости. Необходимо акцентировать внимание на личности, а не на диагнозе человека». Он привел пример, что в европейских странах обществу одинаково, человек с инвалидностью перед ними или без – стоять в очереди он будет наравне со всеми: «Надо обыденно относиться, это наша повседневная жизнь. Иначе люди с инвалидностью будут отделены от общества».

Екатерина Абдулаева привела в пример сюжет телевизионной передачи «Харах далыгар» на республиканском телеканале. «Несмотря на все тяготы и невзгоды, что были уготованы судьбой нашей героине, она не сдается, – слышится из динамиков. – Увы, ей не познать женского счастья родить и воспитывать детей». Закадровый голос наложен на саундтрек кинофильма «Изгой», а в видеоряде используются черно-белые фильтры. «Это пример того, как не надо оформлять передачи о людях с инвалидностью», – твердым голосом, но одновременно с грустью сказала госпожа Абдулаева.

Александр Прокопьев привел неудачные, с его точки зрения, заголовки одного из популярных интернет-ресурсов: «В Новый год детей-инвалидов довели до слез» и «Якутский инвалид бегун-экстремал Петр Наумов номинирован на премию Общественной палаты». «Инвалидом нельзя называть человека в обычном сообщении, разговоре. Это следует указывать только если речь идет конкретно о заболевании в медицинском плане и только с его разрешения. Понимаю, что журналисты используют это слово для привлечения внимания к своему материалу, но надо находить обходные пути, использовать другие инструменты», – отметил он.

Материалом с самым неудачным в этом плане заголовком, по мнению собравшихся, было признано интервью с заголовком «Нарожают инвалидов и ходят тут…», опубликованное в республиканской женской газете. Вера Душкевич, руководитель фонда «Харысхал», которая дала интервью изданию, сказала: «Когда со мной согласовывали материал, он был под другим названием. К сожалению, редакция решила повысить таким образом рейтинги и изменила заголовок на излишне вызывающий, неэтичный».

В воздухе зала нарастало напряжение, каждый работник журналистского цеха хотел спросить один определенный вопрос, но не решался. В итоге первым не сдержался ваш покорный слуга. «Представим, что все СМИ начали следовать вашим рекомендациям. Исчезли заголовки со словом «инвалид», в материалах перестали упоминать о физических особенностях героев. Не боитесь ли вы, что таким образом, постепенно проблемы как инклюзивного образования, так и доступной среды исчезнут с ежедневной повестки?», – выпалил автор этих строк.

«Отнюдь, – ответили мне. – Нельзя относиться к людям с инвалидностью как к особенным. Мы разные, но равные».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

, Внеклассная работа , Классное руководство

Цели занятия:

  • понимание уникальности и ценности вклада каждого человека в развитие общества;
  • осознание проблемы нарушения прав человека;
  • осознание важности и ценности многообразия мира;
  • формирование интереса к проблеме прав человека.

Задачи:

  1. Актуализация и осознание социальных страхов, связанных с предрассудками.
  2. Осознание своих чувств по отношению к представителям отвергаемых групп общества.

Ход занятия

1. Разминка. Упражнение «Я – великий мастер».

Необходимое время: 5 минут.

Вспомогательный материал: мяч.

Процедура проведения, Упражнение выполняется в кругу. Ведущий начинает упражнение первым. Он берет мяч, говорит фразу: «Я – Людмила Александровна – великий мастер пения (езды на велосипеде, рыбной ловли и т.д., то есть называет какое-то занятие, которое у него получается особенно хорошо» и бросает мяч следующему участнику. Тот тоже называет свое имя и умение и так далее по кругу.

2. Упражнение «Тот, кого я не люблю»

Процедура проведения.

Ведущий говорит участникам, что в обществе часто существуют люди и целые группы людей, к которым окружающие относятся негативно: боятся, обвиняют, сторонятся и осуждают их. Он предлагает участникам вспомнить о группах людей, которые вызывают у них негативные чувства: брезгливость, презрение, страх и другие. Участники по кругу рассказывают об объектах своей неприязни: чем именно представители этой группы им так не нравятся, какие именно чувства они вызывают у участника. Например: кто-то может сказать « Я терпеть не могу бездомных, потому что они вечно пьяные, грязные, от них неприятно пахнет. Когда я прохожу мимо них, мне ужасно противно. Еще меня очень злит, когда бездомные просят милостыню, потому что они сами виноваты в том, что с ними произошло, и окружающие ничем им не обязаны. И еще я их боюсь, потому что они вполне способны на преступление».

Когда все участники выскажутся, ведущий предлагает им представить себя одним из членов той группы, к которой они испытывают неприязнь, и рассказать о себе от первого лица. Участники должны придумать имена своим персонажам, рассказать об их прошлом, настоящем и планах на будущее.

Затем ведущий говорит участникам, что у каждого, даже самого неприятного для нас человека, есть кто-то, кто любит его, находит в нем положительные качества, которые могут быть не видны большинству. Это могут быть его родители, учитель, близкий друг или кто-то еще. Ведущий предлагает участникам представить себя на месте этого, может быть, единственного, близкого для выбранного персонажа любящего человека, и попробовать взглянуть на него глазами этого человека.

Вопросы для обсуждения:

  1. Можно ли только на основании одного мнения делать о человеке окончательные выводы?
  2. Легко ли вам было поставить себя на место человека, который олицетворяет неприятную для вас группу?
  3. Всегда ли причины, из-за которых мы не любим или боимся незнакомых или неприятных для нас людей, серьезные и веские?
  4. Изменилось ли ваше отношение к людям, которые вызывали у вас неприязнь?

3. Рефлексия.

Рисование подарка для другого, не похожего на нас.

Выставка работ детей (по желанию).

"Разные, но равные", История Олеси Сивцевой

Сегодня героем рубрики «Разные, но равные» станет Олеся Сивцева, которая, не смотря на свою особенность развития, с легкостью окончила среднюю общеобразовательную школу и получает высшее образование в Московском Государственном Гуманитарном Экономическом Университете по специальности «Юриспруденция», но обо всем по порядку.

Олеся Сивцева

Мое детство, как и детство других детей с инвалидностью прошло в больнице. Я помню, что мои дни рождения всегда праздновались в больнице. Только когда я пошла в первый класс, я смогла отпраздновать свой день рождения дома. В детстве ты не задумываешься о своих особенностях развития. Впервые я задалась вопросом «Почему я не такая как все?», только лет в 11.

Марианна Сивцева, мама

- Тяжело конечно было, когда при рождении дочки поставили диагноз ДЦП, и мы как молодые родители были очень взволнованы, не знали, как с этим бороться. Имея ребенка с ограниченными возможностями здоровья, особенно в селе, где ты живешь, родителям очень тяжело. На тот момент я не работала, посвящала все время воспитанию ребенка, нас содержал только наш папа Евгений Сидорович Сивцев. Благодаря его упорству мы смогли поставить нашу дочку на ноги. Мы как-то случайно попали в социальный центр, где делают операции – хирорпластику. Там нам сделали очень хорошую операцию, и вот наша дочка встала не на цыпочки, а на стопу.

До седьмого класс Олеся обучалась на дому, но как только у девочки появилась уверенность в своих силах, она стала обучаться со своими одноклассниками.

Олеся Сивцева

- У нас класс был не самым примерным, не самый лучший в школе. С ними было очень весело. Никто мне не говорил «уйди», «отойди», «ты не такая как мы». Не было такого диссонанс , всегда было хорошее и доброжелательное отношение. Даже когда в поход ходили, мальчики приезжали на мотоциклах, и забирали меня (смеется).

Как и любой школьник, Олеся столкнулась с выбором будущей профессии. Все сомнения разлетелись прочь, когда наша героиня увидела в новостях сюжет о Московском Государственном Гуманитарном Экономическом Университете . Самое главное, в этом высшем учебном заведении – создана инклюзивная среда, в соотношении 70% на 30% из которых, большая часть составляет студентов с особенностями развития здоровья. В университете можно получить гуманитарное, экономическое и юридическое высшее образование по широкому спектру специальностей и направлений. Студентам бюджетной формы предоставляется бесплатное обучение, трехразовое питание, качественное медицинское обслуживание, для иногородних студентов предоставляется общежитие, выплачивается повышенная стипендия с 25% надбавкой. Серьезный упор делается на физическую активность, студенты участники всероссийских и международных спортивных соревнований.

Олеся Сивцева

- Родители, конечно, понимали, что это очень далеко, другой город. Только когда они уехали, я начала осознавать, что я осталась одна, но мысленно себя успокаивала: «ты сама выбрала, ты сама этого хотела… правильно (!)– так что не ной!». В университете я познакомилась с девочками-старшекурсницами из Якутии, и они помогали мне адаптировать в университете, даже элементарно - говорили со мной по-якутски, это очень помогло мне.

После окончания учебы, я хочу вернуться в Якутию, чтобы помогать другим ребятам с инвалидностью. Мне хочется, чтобы ребенок с инвалидностью не оставался клеймом, вечной опекой «не ходи туда, упадешь» или «не делай того, это опасно». Например, мои родители никогда такого не говорили и ничем не ограничивали, и с самого детства я ходила в летние лагеря, и всегда была наравне со своими сверстниками.

Родитель и ребенок с инвалидностью сами должны тянуться к обществу, чтобы окружающие их приняли. Многие родителя боятся мнения окружающих, и в прямом смысле прячут своего ребенка от чужих глаз, из-за чего приносят ему только вред.

- Человеку с инвалидностью очень сложно – каждый день приходится доказывать, что ты не хуже чем другие, что ты можешь это сделать. Потому что общество все равно смотрит на нас со скидкой «ну инвалид – инвалид… не смог, так не смог», и каждый день приходится говорить себе «ну и что, что я с инвалидностью, я могу быть лучше, чем другие». Если ты что-то не можешь – замени это другим, или сделай так, чтобы это стало для тебя доступным! Так что, нет ничего не возможного – это, конечно, банально звучит, но это на самом деле так!

Все мы разные, но права и обязанности у нас равные. Смело идите вперед, достигайте поставленных целей и никогда не смотрите назад, тогда у вас все обязательно получится, как у Олеси Сивцевой!

Общалась: Екатерина Абдулаева

Фото из личного архива героя

Официальный с айт Благотворительного фонда "Харысхал":

Вот уже несколько лет в Алматы реализуется проект «Мы разные, но равные». Этот социальный проект направлен на изменение отношения общества к людям с нарушениями психического здоровья, в частности с синдромом Дауна. Руководителем проекта является психоаналитик Анна Мергенбаевна Кудиярова, которая считает, что для того чтобы изменить общественный менталитет, в первую очередь нужно разрушать барьеры между «полноценными» людьми и теми, кто имеет какие-либо неврологические и психические отклонения.

В нашем обществе испокон веков сложилось в корне неверное отношение к людям, не соответствующим полностью критериям «нормальности» – будь то инвалид или человек с неврологическим нарушением. В детстве таким людям трудно избежать насмешек сверстников, косых взглядов, а во взрослом возрасте окружающие люди отводят взгляды, стараясь их не заметить. Человек, к примеру, с синдромом Дауна обречен на ограниченный круг общения: его окружение, как правило, составляют лишь члены семьи или обитатели специализированного интерната.

Примером для нашей страны могут стать страны Запада или США: здесь никто и никогда не назовет человека с нарушениями «отсталым» или «неполноценным». Здесь никто не демонстрирует равнодушия по отношению к таким людям. Напротив, создаются все условия для того, чтобы они не чувствовали себя обделенными и неполноценными. Такие проекты, как «Мы разные, но равные», – свидетельство того, что Казахстан в этом отношении находится на верном пути: общественное сознание меняется в сторону принятия и социализации людей с различными физическими или психическими нарушениями.

По примеру Турции, Польши, Чехии в рамках проекта около полугода назад при поддержке фонда «Сорос-Казахстан» в г. Алматы было открыто специализированное «Training-Кафе». Особенность этого заведения в том, что в нем работают люди с диагнозом синдром Дауна. О работе кафе, его трудностях и успехах рассказывает сотрудник кафе, психолог Расима Темербаева:

Кафе подобного рода в Казахстане – первое. Но проект этот настолько интересен, что в настоящее время уже ведется подготовка франшизы для запуска подобных заведений в других городах нашей страны. Цель проекта – предоставить ребятам с синдромом Дауна возможность общения, самореализации, приобретения ими определенных профессиональных навыков. Мы хотим помочь нашим ребятам адаптироваться к полноценной жизни в обществе. Ведь участники проекта – жители специализированного интерната, в основном сироты, и эта работа для многих из них – единственная возможность социализации в обществе. Ребята выполняют обязанности официантов, дворников, посудомойщиков, кухрабочих. И делают эту работу хорошо. Ведь ярко выраженных физических нарушений у них нет, они могут самостоятельно мыслить, а небольшие отклонения (к примеру, речевые) не мешают нам с ними общаться.

Улучшения у наших ребят мы отмечаем каждый день. Они постоянно радуют нас своими достижениями: желанием работать, профессиональным ростом, психологической самодостаточностью. Эта работа необходима им, и они выкладываются полностью. Кроме того, мы стараемся поощрять их и стимулировать материально: ребята получают небольшую зарплату.

При кафе функционирует еще один проект – «Бесплатные обеды Алматы». Он организован силами и средствами волонтеров, которые каждый день раздают бесплатные обеды пенсионерам, малоимущим, многодетным семьям и просто нуждающимся.

Конечно, проект испытывает и большие трудности. В настоящее время, до апреля месяца, аренда помещения, где функционирует кафе, оплачена фондом «Сорос-Казахстан». За это время мы должны выйти на самоокупаемость, поскольку сейчас кафе работает в убыток. Но мы не просим подарков. Мы зарабатываем. Нуждаемся мы лишь в потоке посетителей, в информационной поддержке. В настоящее время наш проект уже курируют несколько СМИ, и это приносит свои плоды. Кроме того, недавно наш проект занял второе место в республиканском конкурсе по социальному развитию, и премиальные деньги тоже направлены на развитие нашего дела.

Недавно кафе посетила Министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова, которая также обещала нам свою всестороннюю поддержку.

При входе в «Training-Кафе» сразу на подсознательном уровне чувствуешь отличие этого заведения от других мест общепита. У этих официантов искренние светлые улыбки, а не дежурная гримаса, призванная ее имитировать. Они не просто работают за зарплату: чувствуется желание помочь, подарить посетителям кафе доброе отношение. И, честное слово, с этих людей хочется брать пример: природа с самого рождения поставила их в неравные со всем миром условия, но они не опускают руки, не теряют оптимизма, и даже делятся им с другими.

Предлагаем всем неравнодушным казахстанцам посетить «Training-Кафе», познакомиться с этими замечательными людьми и попробовать удивительно вкусные блюда. Стоимость комплексного обеда здесь – всего 600 тг, стоимость обеда с доставкой в офис – 700 тг (желательный объем – не менее 10 обедов).