Главная · Насморк · Перечень организаций квотирование рабочих мест для инвалидов. Уловки крупных компаний

Перечень организаций квотирование рабочих мест для инвалидов. Уловки крупных компаний

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Трудоустройство инвалидов в РФ в 2019 году - льготы при приеме инвалида на работу

Вопросы обеспечения работой людей с ограниченными возможностями сохраняют свою актуальность и сегодня. Несмотря на автоматизацию труда и существование многочисленных профессий и рабочих мест, на которых смогли бы трудиться и инвалиды, предприятия и компании с небольшой охотой принимают людей с ограниченными возможностями. Во многом это объясняется наличие трудовых льгот у людей с ограниченными возможностями, оформление инвалида на работу считается проблематичным.

Трудоустройство инвалидов – общие положения

Между тем, трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2019 году, является не правом, а обязанностью работодателей. Согласно трудовому законодательству, отказать работнику в этом в силу его инвалидности нельзя. Единственным возможным основанием для отказа может быть только недостаточный уровень профессиональных знаний или их отсутствие. Таким образом, если соискатель-инвалид обладает необходимым образованием и профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям руководителя в рамках вакантной должности, то предприятие обязано принять гражданина с ограниченными возможностями на работу. Одновременно с этим сегодня каждый работодатель обязан произвести расчет квоты для приема на работу инвалидов. Кроме того, при отказе работодатель обязан обосновать причины и изложить их письменно, а соискателю-инвалиду, в свою очередь, дано право требования от работодателя письменного отказа. Письменный отказ дает инвалиду право восстановления и защиты своих прав в органах суда. Так, если суд признает отказ в приме на работу необоснованным, то работодатель будет обязан предоставить инвалиду рабочее место, согласно имеющееся квоте. Последнее определяет положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в организации.

Особенности трудоустройства инвалидов в России

Современное российское законодательство не предусматривает каких-либо ограничений, а также особенных преимуществ при трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями. В целом, трудоустройство для инвалидов 1, 2 и 3 группы в России осуществляется на общих основаниях, предусмотренных трудовым законом. Общие положения закреплены в 64 его статье. Ряд требований, в силу которых работодатель не может ограничить права инвалидов при трудоустройстве, предусмотрены законом о социальной защите. Также к числу дополнительных нормативно-правовых актов можно отнести и закон о квотировании рабочих мест для инвалидов. Предусмотренные данными законами требования заключаются в следующем:

  • Исполнительные органы должны устанавливать минимальное число рабочих мест, которые должны предоставить компании, действующие на территории региона в пределах установленных квот;
  • Органами гос.власти определяется процентное соотношение числа сотрудников с ограниченными возможностями относительно списочного числа работников, установленная квота для приема на работу инвалидов составляет, как правило, от 2 до 4%.

Освобождаются от необходимости установления квоты работников-инвалидов общественные организации инвалидов, а также компании, в уставном капитале которых присутствуют доли граждан с ограниченными возможностями. Одновременно с этим, предусмотрены и льготы предприятиям, где работают инвалиды.

Как инвалиду трудоустроиться?

Основные функции по трудоустройству и профессиональной переподготовки людей с ограниченными возможностями государством возложено на Центры занятости населения. В целом, трудоустройство инвалидов через центр занятости осуществляется на общих основаниях, равно как и переобучение.

При посещении территориального органа Центра занятости населения, гражданин с ограниченными возможностями, должен предоставить стандартный набор документов:

  • Основной документ гражданина – паспорт;
  • Документы об имеющемся образовании и прохождении курсовых и профессиональных подготовок и получении дополнительного образования;
  • Сведения о трудовом стаже или трудовую книжку;
  • Страховое и налоговое свидетельства;
  • Медицинские документы или иной документ, подтверждающий инвалидность.

В ходе приема решается вопрос о том, как встать на . Примечательно, что инвалиды 3 группы получают данное право на общих основаниях.


Трудовой договор с инвалидом и его особенности

Трудовые отношения с гражданами с ограниченными возможностями, несмотря на то, что строятся они на общих основаниях, принятых для всех других граждан, имеют ряд особенностей. В частности, особенности трудового договора с инвалидом 3 группы заключаются в следующих моментах:

  • Исключать возможность привлечения инвалида к работе в особо опасных и вредных условиях;
  • Не содержать пунктов о разъездном характере работы;
  • Сокращение рабочего времени, а также предусматривать оплата труда инвалидов при сокращенном рабочем времени и порядок ее расчета;
  • Невозможность вызова на работу в праздники и выходные;
  • Указание на то, сколько дней в году больничного оплачивается инвалиду;
  • Момент стандартного отпуска не в 28, а в 30 календарных дней, а также предоставление дополнительных отпусков.

Для удобства работодателей разработан типовой образец трудового договора с инвалидом 2 группы.

В обязательном порядке договор должен содержать пункты, в которых отражается характер труда, набор функциональных обязанностей, отвечающих тем, что допускает медико-социальная экспертиза, дополнительно должна быть отражена оплата труда инвалидам 2 группы, а также порядок ее расчета и периоды выплаты. Дополнительно учитывается оплата больничного листа инвалидам 1,2 и 3 группы, особенности расчета и порядок выплаты.

Характер льгот для работодателя при трудоустройстве инвалидов

Трудоустройство инвалида для работодателя сопряжено не только с большой ответственностью, но и рядом финансовых затрат, связанных с организацией особых условий труда и аттестацией рабочих мест. В силу этого законодательно предусмотрены льготы работодателям при приеме на работу инвалида, заключающиеся в первую очередь в налоговых послаблениях, в частности в снижении налогооблагаемой базы. Для получения льгот, работодатель обязан уведомить центр занятости о приеме на работу инвалидов и справку о выполнении квоты. Подобный документ подается и в налоговую службу.

Инвалиды по зрению и особенности их труда

Инвалидность по зрению являются наиболее сложной для трудоустройства категории граждан с ограниченными возможностями. Так, в ряде случаев трудоустройство инвалидов по зрению предполагает переподготовку и дополнительное обучение. Кроме того, предприятий, готовых и способных предоставить рабочие места не так много. Сегодня работа для инвалидов по зрению организуется Всероссийским обществом слепых и заключается в сфере сборочных и упаковочных операций. Новым направлением для работы инвалидов по зрению стали колл-центры.

В целом, на современном этапе развития трудового рынка граждане с ограниченными возможностями вполне могут найти себе не просто подходящее, а достаточно хорошо оплачиваемое место работы. Следует отметить, что многие предприятия предоставляют варианты надомной и удаленной работы, связанной с сетью интернет и обработкой информации.


30.04.2019

Вероятнее всего, с 2019 года ответственность за невыполнение правил трудоустройства инвалидов серьезно ужесточится. Эксперт рассказывает, как уберечься от возможных штрафов.

Написать эту статью я решил после общения с руководителями предприятий на региональном совещании. Как обычно, в перерыве говорили о налогах, проверках и штрафах в результате проверок. Один из руководителей рассказал о проверке предприятия на наличие квоты для приема на работу инвалидов. Он сказал, что в штатном расписании предусмотрены места для трудоустройства инвалидов, но в службу занятости сведения они не подавали, и ему выписали штраф в размере 10 тыс. руб.

Больше всего поразила реакция остальных участников разговора. Пять руководителей из восьми, участвовавших в разговоре, сказали, что у них вообще отсутствуют выделенные места для инвалидов (хотя по закону они обязаны их создать), и что штраф в сумме 10 тыс. руб. их не испугает, а создавать места, сдавать отчеты и искать инвалидов для трудоустройства они не будут.

Как штрафуют сейчас

Хотелось бы обратить внимание на то, что обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также региональными законами. Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве — его могут привлечь к административной ответственности от 5 до 10 тыс. руб. Однако федеральным штрафом дело не ограничится. Ведь законодательством субъектов РФ также предусмотрена ответственность за невыполнение квоты по инвалидам. Понятно, что в зависимости от региона, размер установленного штрафа может отличаться.

В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а также за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест, не означает, что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство.
Кроме того, к административной ответственности по ст. 5.42 КоАП РФ можно привлечь должностное лицо только за отсутствие выделенных рабочих мест или за отказ в приеме на работу инвалида, но никак за то, что предприятие не сдает отчетность в службу занятости.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5): «Само по себе наличие незаполненных рабочих мест, созданных в рамках квоты для трудоустройства, может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов» .

То есть работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями. Тогда обязанность по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной.

Что изменится

Хочу обратить внимание на то, что в Госдуме находятся два законопроекта по проблеме квотирования мест для инвалидов. В них предлагается:

— предоставить трудинспекциям полномочия по осуществлению надзора за соблюдением работодателями законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов;

— с работодателей, не трудоустраивающих инвалидов, предлагается взимать компенсационную выплату в фонд содействия трудоустройству инвалидов в размере не менее 7800 руб. в месяц.

— на ФНС России предлагается возложить обязанность по предоставлению в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, сведений о работодателях, уплативших в истекшем году компенсационные выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов за невыполнение установленной квоты.

— одновременно предлагается установить ограничения для работодателей, нарушающих положения законодательства о трудоустройстве инвалидов. Такие работодатели будут лишаться допуска к получению мер государственной поддержки, к участию в государственных закупках, а также права привлечения иностранных работников

Самое главное — предлагается за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалида в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты налагать на работодателя административные штрафы: на должностных лиц — в размере от 10 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Аналогичное наказание будет грозить работодателю в случае неосуществления им в установленном порядке компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов.

Как обезопасить компанию от штрафов

Вступление в силу соответствующих поправок в КоАП РФ предполагается с 1 января 2019 года.

В том, что данные проекты будут приняты, сомнений мало. Ведь таким способом можно решить сразу две задачи: помочь в трудоустройстве инвалидам и хорошо пополнить бюджет. Предприятий с численностью работников более 35 сейчас насчитывается около 400 тыс. Сумма штрафов даже от 30% предприятий будет сопоставима с бюджетом отдельного региона.

Во избежание негативных последствий предприятиям уже сейчас необходимо:

— отразить в локальных нормативных актах (штатном расписании, приказ) места, предназначенные для инвалидов в соответствии с установленной квотой;

— предоставлять в органы службы занятости сведения, касающиеся: наличия вакантных рабочих мест (должностей) и информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.

трудоустройство профессиональный инвалид рабочий

Согласно статье 22 ФЗ специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается отдельно для каждого предприятия, учреждения или организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Так, согласно Постановлению Правительства Москвы от 4 марта 2003 г. N 125-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве» работодатели в соответствии с установленными квотами обязаны в течение месяца со дня их введения создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов. Работодатели, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, могут в счет установленной квоты трудоустраивать молодежь в возрасте до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не должно составлять менее 3% от среднесписочной численности работников.

Трудоустройство граждан в счет установленных квот производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере занятости, уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения и сфере реализации молодежной политики, а также общественных организаций инвалидов и молодежи.

Согласно Закону Самарской области от 26 декабря 2003 г. N 125-ГД «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области» создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов входит в обязанность работодателя в соответствии с установленной квотой. Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится работодателем самостоятельно. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится работодателем по направлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере труда и занятости. Квота устанавливается в размере двух процентов от среднесписочной численности работников. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты производится работодателем самостоятельно. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты производится работодателем ежемесячно исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий месяц. Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистики. При расчете числа рабочих мест в счет установленной квоты округление дробного числа производится в сторону увеличения до целого значения.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов приводится в Перечнях организаций, создающих или выделяющих рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Например:

Перечень предприятий, учреждений и организаций, создающих или выделяющих рабочие места для трудоустройства инвалидов (утв. Постановлением Администрации Быковского района Волгоградской области от 17 января 2003 г. N 25 «Об установлении квоты для трудоустройства инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Быковского района»)

Перечень предприятий и организаций Еланского района для трудоустройства инвалидов в пределах установленной Администрацией района квоты (утв. Постановлением Администрации Еланского района Волгоградской области от 10 ноября 2004 г. N 969)

Вязовский мехлесхоз 1

ГУ "Профессиональное училище N 52" 2

ГУ УФ ПС Еланский РУПС 2

ГУП АК 1727 "Еланская" 2

Еланский участок электросвязи 2

Еланское МПОКХ 2

Еланское отделение АК СЮ РФ N 3990 2

Еланское райпо 2

Комитет по культуре Администрации района 2

Краишевская муниципальная СОШ 1

МУЗ "Еланская ЦРБ" 8

ОАО "Еланский мясокомбинат" 3

ОАО "Вязовское ХПП" 1

ОАО "Еланский маслосыркомбинат" 3

ОАО "Еланский элеватор" 3

ОАО "Еланьферммаш" 1

ООО "Агрофирма "Агро-Елань" 18

ООО "Большой Морец" 7

ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" 2

ООО "Система" 1

СПК "Большевик" 2

СПК "Еланские сады" 1

СПК "Таловский" 6

СПК им. Артамонова 4

СПК "Черниго-Александровское" 3

ФГУП "Еланский ДРСУ" 1

Несоблюдение квоты для инвалидов – одно из самых спорных нарушений, выявленных надзорными органами. Из-за противоречивой трактовки законодательства претензии нередко предъявляются к работодателю, у которого на самом деле все «по регламенту». Как правильно понимать нормативные требования и отстоять свою позицию в случае судебного разбирательства, разъясняет эксперт трудового права Денис Елисеенков.

Об авторе : Денис Елисеенков, руководитель направления по трудовым спорам Департамента трудового права Юридической компании «Митрофанова и партнеры». Более 10 лет консультирует работодателей из разных отраслей экономики в области трудового законодательства РФ по различным аспектам его применения и проведения кадровых аудитов. Опыт представления интересов в суде на стороне Заказчика свыше 8 лет.

Квотирование рабочих мест для инвалидов - процедура, реализация которой всегда вызывает споры и противоречивые мнения.

Обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а так же Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест». Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве – его могут привлечь к административной ответственности (кодекс РФ об административных нарушениях, закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

При этом действующее законодательство не дает четкой трактовки, что следует понимать под созданием или выделением рабочего места. Если следовать буквальному толкованию закона, то выделение рабочего места означает его оформление в кадровых документах согласно общей процедуре (указание в штатном расписании компании). Создание рабочего места означает его физическое формирование.

В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а так же за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест не означает , что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5).

«Не может быть признан состоятельным довод о том, что признание обязанности работодателя выполненной с момента создания рабочих мест и приема на них инвалидов, означает, что само по себе наличие незаполненных рабочих мест, созданных в рамках квоты для трудоустройства, может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов. Как следует из содержания нормы, работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной. До приема на работу, одним только созданием рабочего места цели федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона (часть 2 статьи 24 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Закона , направленного на защиту инвалидов, обеспечение им равных возможностей с другими гражданами, что в социальном государстве призвано служить достижению целей социального мира и обеспечения достойного уровня жизни граждан».

Что происходит на практике

Тем не менее, судебная практика нижестоящих судов по данному вопросу в некотором роде не соответствует требованиям закона. В одном из текущих административных дел по оспариванию результатов проверки, в ходе которой инспекторы усмотрели нарушения в части соблюдения требований законодательства по квотированию организациями рабочих мест для инвалидов, Останкинский районный суд г. Москвы пришел к следующему выводу. «Под созданием (выделением) рабочих мест для инвалидов следует понимать организацию и фактическое трудоустройство на такие места работников (инвалидов). Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, иными словами - выполнена квота » .

То есть, суд полагает, что привлечение организации к административной ответственности за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов вполне законно в случае, если в организации отсутствуют работники-инвалиды или квота не заполнена в полном объеме.

Почему-то не принимаются во внимание три обстоятельства:

  • во-первых, административная ответственность установлена не за невыполнение квоты , а за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
  • во-вторых, у работодателей отсутствует обязанность в самостоятельном поиске работников вышеуказанной категории для заполнения установленной квоты;
  • в-третьих, предусмотрена отдельная ответственность за отказ в приеме на работу инвалида и не предоставление в органы занятости населения сведений.

Последняя обязанность сформулирована в пункте 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» –предоставлять в органы службы занятости сведения, касающиеся:

  • наличия вакантных рабочих мест (должностей);
  • созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
  • информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
  • выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Данные обязанности направлены на выполнение работодателем квоты. То есть, создание и выделение рабочих мест – это одна из составляющих процесса квотирования.

Позиция судов, что рабочие места считаются созданными (выделенными), только в том случае, если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, чтобы исключить претензии со стороны инспекционных органов по данному вопросу, а так же аргументировано оспорить законность привлечения к административной ответственности за невыполнение обязанности по созданию и выделению квотируемых рабочих мест, организациям необходимо предпринять все меры по соблюдеению квоты для приема на работу инвалидов установленные действующим законодательством. В том числе – выполнять требования пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В совокупности, все эти действия, при их документальном подтверждении, помогут отстоять свою правоту.

Квотирование рабочих мест для инвалидов – всего лишь один пункт в «прицельном» списке вопросов надзорных органов (в том числе ГИТ). Разобраться в многочисленных нормативных противоречиях и «застраховать» компанию от репутационных и финансовых рисков поможет семинар « ».

Инвалиды - это люди, чьи возможности в той или иной степени ограниченны. Простые повседневные действия нередко даются им с огромным трудом. Довольно серьезную проблему представляет в т. ч. и поиск работы. Законодатель, стараясь защитить эту группу населения, закрепил в актах ряд норм, призванных помочь инвалидам в устройстве на работу. Так, в соответствии с действующим законодательством работодатели должны не только резервировать (квотировать) места для инвалидов, но и оснащать их в соответствии с утвержденными Минтрудом требованиями. Как же правильно организовать рабочее место для инвалида? Ответ - в нашей пошаговой инструкции.

Этап 1

Определение количества и специфики рабочих мест для инвалидов

Для начала вспомним, чем специальные рабочие места для инвалидов отличаются от квотированных. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181) работодатели, численность сотрудников которых превышает 100 человек, обязаны установить квоту для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. А если работников от 35 до 100, то и квота не выше 3% – точный размер устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. При этом рабочие места, условия труда на которых отнесены к вредным и (или) опасным, при подсчете среднесписочного состава не учитываются.

НАША СПРАВКА

Верховный Суд РФ дал следующее определение квоты: это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации. Причем в квоту включаются рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории (определение Верховного Суда РФ от 11.05.2011 № 92-Г11-1)

Таким образом, квота подразумевает, что работодатель резервирует некие имеющиеся у него рабочие места, чтобы принять на них инвалидов. При этом он не знает, инвалиды с какими именно ограничениями будут у него трудиться. И эти места ничем не отличаются от обычных, соответственно взять на них можно только инвалидов третьей группы с первой степенью ограничения способности к трудовой деятельности, при которой не требуются специальные условия труда.

Для того чтобы обеспечить рабочими местами и тех инвалидов, которым установлена вторая степень трудоспособности, предусматривающая наличие специально созданных условий с использованием вспомогательных технических средств, в ст. 22 Закона № 181 законодатель обязал работодателей организовывать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов. Такие места оснащаются с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности. Основная цель создания этих рабочих мест – обеспечить инвалиду все условия для полноценного выполнения трудовых обязанностей.

Количество специально оборудованных рабочих мест, которое должно быть у работодателя, федеральным законодательством не определено. Есть лишь указание, что оно устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Способностью к трудовой деятельности является возможность осуществлять ее в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы (подп. «ж» п. 6 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1013н)

ПРИМЕР

Так, в распоряжении Мособлтруда от 28.12.2012 № 70-р «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» сказано, что в организациях, осуществляющих деятельность на территории Московской области, при численности от 101 до 500 работников количество специальных мест для инвалидов должно быть не менее одного. При количестве сотрудников от 501 до 1000 работодатель обязан организовать не менее двух рабочих мест для инвалидов, а при численности свыше 1000 человек – не менее трех.

Таким образом, минимальное количество специальных рабочих мест для инвалидов, которое обязан организовать работодатель, указано в законодательстве субъекта РФ. А вот максимальное – на усмотрение работодателя. Если есть возможность обеспечить полноценными рабочими местами большее число инвалидов, он может это сделать.

Когда работодатель примет решение о количестве специальных рабочих мест, необходимо издать приказ, предусматривающий создание таких мест и ответственных за это лиц (пример) .

НАША СПРАВКА

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – это места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов (ст. 22 Закона № 181)

Учтите, что в соответствии с п. 2 Требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утв. приказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н (далее – Требования) , оснащение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем индивидуально для конкретного инвалида либо для группы инвалидов, имеющих однотипные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности. Таким образом, если при квотировании рассматривается вопрос, насколько данное рабочее место подходит инвалиду, то при организации специального места оно обустраивается под нужды конкретного человека.

Итак, обустройство рабочего места инвалида следует начать с анализа ограничений по здоровью, которые есть у конкретного человека. Затем их необходимо сопоставить с характером предполагаемой работы, трудовыми функциями и особенностями их выполнения. Выяснить потребности инвалида при оснащении специального рабочего места можно из его индивидуальной программы реабилитации (далее – ИПР) либо программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые можно получить в службе занятости населения.

Таким образом, если работодатель планирует создать для инвалида специальное рабочее место, ему потребуется информация от службы занятости населения о конкретных кандидатах. Нужно получить их ИПР, и на основании этой информации определить, какое именно оснащение требуется.

Этап 2

Составление перечня мероприятий и работ

После того как на основании ограничений жизнедеятельности инвалида, а также особенностей предстоящей ему работы будут определены требования к конкретному рабочему месту, нужно составить перечень мероприятий и работ по его оснащению.

Какие именно условия должны быть выполнены при оборудовании места для инвалида с конкретными нарушениями или заболеваниями, указано в Требованиях, а также в Гигиенических требованиях к условиям труда инвалидов. Санитарные правила, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30 «Об утверждении СП 2.2.9.2510–09» (далее – Гигиенические требования) .

ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Индивидуальная программа реабилитации инвалида – это комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий, разработанный для инвалида и включающий в себя медицинские и другие меры, направленные на восстановление либо компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, а также восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ст. 11 Закона № 181)

Так, если потенциальный работник является инвалидом по зрению, слабовидящим, но не полностью слепым, его рабочее место должно быть достаточно освещено, чтобы инвалид мог не только полноценно выполнять трудовые функции, но и беспрепятственно находить свое место. Если работа предполагает использование компьютера, он должен быть снабжен специальным монитором, а также программным обеспечением для контрастирования и укрупнения шрифта с учетом международного стандарта доступности веб-контента и веб-сервисов; принтерами для печати крупным шрифтом.

Для полностью слепых работников необходимо предусмотреть тифлотехнические ориентиры и устройства с возможностью использования крупного рельефно-контрастного шрифта и шрифта Брайля, акустические навигационные средства и другое звуковое оборудование, специальное программное обеспечение для компьютера.

ПРИМЕР

В Гигиенических требованиях указаны технические параметры, которым обязано должно соответствовать рабочее место инвалида по зрению:

  • оно должно быть оборудовано системой тифлотехнических ориентиров;
  • освещенность устанавливается индивидуально, с учетом нозологической формы заболевания, путем устройства комбинированного освещения;
  • попадание прямых солнечных лучей необходимо предотвращать с помощью штор или жалюзи;
  • окраска помещений и поверхностей должна быть яркой и иметь максимальный коэффициент отражения, учитывать ориентацию окон;
  • такие рабочие места в обязательном порядке радиофицируются.

Рабочее место для инвалида по слуху необходимо оснастить звукоусиливающей аппаратурой, громкоговорящими телефонами, при полной глухоте работника – визуальными индикаторами, преобразующими звуковые сигналы в световые, речевые – в текстовую бегущую строку.

В случае подготовки места для инвалида с одновременным нарушением функции зрения и слуха (слепоглухих) Требования предусматривают не только наличие тифлотехнических средств, но и предоставление работодателем по соглашению с работником услуг тифлосурдопереводчика прямо на рабочем месте.

ВАЖНО!

При трудоустройстве инвалидов обеспечивается соответствие требований характера и условий труда функциональным возможностям организма, квалификации, степени сохранности профессиональных навыков. Предпочтительнее сохранять профессию при облегченном режиме труда (п. 3.6 Гигиенических требований)

При создании рабочего места для инвалида с нарушением функций опорно-двигательного аппарата необходимо предусмотреть эргономичное оборудование, т. е. максимально удобное расположение элементов рабочего места. У сотрудника должна быть возможность изменять высоту и наклон стола, сиденья стула, угол наклона его спинки. В отдельных случаях стул оснащается устройством, обеспечивающим компенсацию усилия при вставании, специальными приспособлениями для управления и обслуживания оборудования, а также устройствами для захвата и удержания предметов и деталей, компенсирующими нарушения функций и ограничения жизнедеятельности инвалидов. Для колясочников необходимо предусмотреть возможность проезда к рабочему месту, разворота и выполнения трудовых функций.

Кроме того, нельзя забывать, что для любой категории работников-инвалидов должна быть предусмотрена возможность пользоваться туалетами, помещениями для приема пищи и другими (помимо непосредственно рабочего места), необходимыми сотруднику для выполнения трудовых обязанностей. Также у работника должна быть возможность в случае пожарной или иной опасности беспрепятственно покинуть рабочее место.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Если на региональном уровне принят нормативный акт о квотировании минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, он подлежит обязательному исполнению. В случае невыполнения работодателем обязанности по созданию и выделению рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой предусмотрена административная ответственность. В статье 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях за это нарушение предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб.

Таким образом, учитывая вышесказанное, сотрудник, ответственный за оборудование рабочего места инвалида, должен составить перечень мероприятий и работ, которые необходимо провести для оборудования этого места (далее – Перечень) . Он должен включать составление списка необходимого основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых обеспечит реализацию инвалидом его трудовых функций (подп. «б» п. 2 Требований) .

ВАЖНО!

Оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для инвалидов не должно мешать выполнению трудовых функций другими работниками (п. 2 Требований)

Ответственный сотрудник должен оценить имеющееся рабочее место, находящееся на нем оборудование, освещенность, доступность и прочие характеристики с позиции потенциального работника-инвалида. И внести в Перечень оборудование, которое необходимо закупить и смонтировать; работы, которые нужно будет произвести. Если предполагаемая работа связана с компьютером, то в Перечень вносится и специальное программное обеспечение, и специализированные технические дополнения к компьютеру.

Этап 3

Реализация перечня мероприятий и работ

После того как Перечень составлен, наступает время привести задуманное в исполнение. Для этого, скорее всего, придется привлекать сторонние организации, т. к. оснащение специальных рабочих мест для инвалидов требует специфического, узкопрофильного оборудования. И работодателю надо учесть не только расходы на его покупку и монтаж, но и на последующее обслуживание.

При приеме работ по оснащению специального рабочего места необходимо убедиться, что оно соответствует Требованиям и Гигиеническим требованиям. Кроме того, оборудованное для инвалида место не должно мешать работе других сотрудников.

Конечно, оборудование специального места для работника-инвалида – мероприятие хлопотное и затратное. Но это обязанность работодателя, которая закреплена законодательно и должна быть исполнена.

По окончании и приемке работ, связанных с созданием специального места для инвалида, направленный службой занятости кандидат может быть принят на работу. Обычно это происходит достаточно быстро, т. к. кандидаты уже известны.

5 шагов по обустройству специального рабочего места
для инвалида

1. Определить, какое количество мест для инвалидов необходимо организовать, исходя из общей численности работников и норм регионального законодательства.
2. Издать приказ об организации специального рабочего места.
3. Получить от службы занятости индивидуальную программу реабилитации.
4. Разработать перечень мероприятий и работ по оснащению места, утвердить его.
5. Реализовать указанные мероприятия.

ПРИМЕР

Приказ об оснащении (оборудовании) специального рабочего места для инвалида